Начальная военная подготовка абсолютно не пользуется популярностью среди учащихся средних и старших классов. Чтобы детей и подростков заинтересовать, на службу делу следует поставить новые технологии, близкие и понятные подрастающему поколению.
Так, возможно, удастся приблизиться к реализации принципа всеобщего участия в защите государства, который предусматривает готовность населения как с оружием в руках, так и мирными средствами противостоять возможным агрессорам и оккупантам.
Это мысли, роящиеся в голове литовского националиста, консерватора Лауринаса Касчюнаса, который к тому же занимает в Сейме достаточно высокий пост, являясь председателем парламентского Комитета по национальной безопасности и обороне (КНБО).
Именно там первыми выяснили, что только 29,9% жителей теоретически готовы с оружием в руках защищать Литву, а фактически отважатся на этот шаг лишь 4,9%.
При таких цифрах вести речь об отпоре агрессору и смешно, и наивно. Тем более, отмечает Касчюнас, что в Латвии люди куда более патриотичны – 49% и 20,5% ответили соответственно.
Но лучший пример – Эстония, где встать на защиту интересов страны готовы 66% жителей, из них 38,3% – взять в руки оружие. На фоне соседей-прибалтов литовцы либо самые миролюбивые, либо безразличные к судьбе своего государства, либо самые трусливые.
Ставка на школу
"Нужно сделать ставку на систему образования, без которого невозможно взрастить гражданское общество патриотов, готовых сознательно противостоять внешним угрозам. Без пропаганды победной военной истории и воспитания персональной ответственности за свою страну никаких побед не бывает", – не сомневается литовский националист.
Тезис о "победной истории", мягко сказать, никакой критики не выдерживает, поскольку никакой особой военной истории у Литвы нет. Перед последним масштабным расширением НАТО на восток аналитики альянса подготовили специальный закрытый доклад.
Лучшую военную историю они отметили у Венгрии, самую слабую – у Литвы. Возможно, Касчюнас с подручными откопает неизвестные науке факты, на которых и начнет строить "пропаганду победной военной истории".
С "воспитанием персональной ответственности за свою страну" тоже не все ладно. К слову, в рабочем кабинете председателя КНБО висит портрет бывшего вождя "лесных братьев" Йонаса Жемайтиса-Витаутаса. Наверное, для Касчюнаса это эталон патриота.
Но когда журналисты спрашивают депутата Сейма Литвы, известно ли ему, что капитан Жемайтис трижды нарушил воинскую присягу и трижды предал интересы народа, в верности которому клялся, Касчюнас обвиняет прессу "в сговоре с прокремлевскими пропагандистами".
Однако факты измены командира артиллерийской батареи в 1940, в 1941 и в 1943 годах известны любому военному историку и не нуждаются в дополнительных доказательствах.
Толку не будет, если школьников начнут воспитывать на примерах из "боевых" биографий военных преступников. Главное, не забыли бы, что большинство "героев сопротивления" были выданы сослуживцами. И "вождя" его собственные телохранители в обмен на сохраненные им жизни выдали сотрудникам КГБ Литовской ССР без всякой жалости.
Тем не менее Лауринас активно продвигает инициативы по коррекции школьных программ, напрямую связанных, по его мнению, с безопасностью государства. В портфеле Минобразования таких несколько.
Например, направление "Защита Литвы", ориентированное на усиленную физическую подготовку. Модуль "Национальная безопасность и защита родины" ориентирован на старшеклассников, однако, как и всякий другой модуль, является внеклассным занятием. Внимание ему уделено лишь в 36 школах из более чем тысячи. К тому же, отмечают члены парламентского КНБО, "занятия больше ориентированы на теорию, чем на практическую сторону обучения".
Если хладнокровно взглянуть на инициативы председателя, проблем в Литве с воспитанием патриотизма в молодежной среде действительно с избытком.
Не хватает соответствующим образом подготовленных педагогов, нет материальной базы, современных методик и наглядных пособий. Вместо этого масса кричащих примеров имущественной и социальной разобщенности школьников, агрессии старшеклассников по отношению к младшим, полного несовпадения интересов, жизненных планов и возможностей их реализации.
Не случайно 8 из 10 выпускников школ и гимназий не связывают свое будущее с Литвой. Но более всего дело страдает от непонимания его актуальности, что говорит об отсутствии подлинного патриотизма в кругу взрослых.
Как в таких обстоятельствах воспитать полноценного патриота?
Вспоминается однажды подсмотренная картинка. Мама учит десятилетнего сына правилам поведения в транспорте: обязательно уступай место бабушкам, тетенькам и девочкам – тогда вырастешь мужчиной, а не тряпкой. Может, и Сейму в стремлении вырастить молодых патриотов Литвы следует начать с самых азов? Там, глядишь, и не придется никого специально учить любви к родине.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.