Компания рыночных и социологических исследований Spinter tyrimai по заказу литовского сетевого издания провела опрос, по результатам которого признала: самой популярной партией в Литве остается консервативный "Союз Отечества – Христианские демократы". На втором месте закрепился ныне оппозиционный левоцентристский Союз крестьян и "зеленых" Литвы (СКЗЛ), основной соперник СО-ХДЛ.
Одновременно социологи отметили: рейтинг консерваторов стабильно падает, "аграриев" – медленно растет. Например, в феврале за первых намеревались голосовать 17,8% опрошенных, а за СКЗЛ – 12,7% из 1014 респондентов. За месяц цифры сократились/выросли на 3,4%. Пока остается в желтой майке лидера, но теряет позиции ставленница правых премьер Ингрида Шимоните. Ее продолжают поддерживать 29,8% опрошенных, хотя месяц назад таких отыскалось 34,2%.
"Консервы" без врагов не могут
Политологи и политические обозреватели давно отмечают, что для успешного существования на политической арене консерваторам необходимы враги. Поскольку созидать СО-ХДЛ не умела и не научилась, противостояние "диссидентам и агентам авторитарных режимов" есть единственный способ концентрации власти.
Тяготеющий к правым политолог Кястутис Гирнюс удивляется: могут ли в принципе консерваторы жить без врагов? И сам отвечает: в ближайшем прошлом убедительных фактов он отыскать не в состоянии.
Никто не спорит: партия "Союз Отечества – Христианские демократы" выиграла выборы честно и переняла власть в сложных обстоятельствах. Например, нужно было взнуздать пандемию, остановить рост сопутствующих государственных проблем.
Для этого СО-ХДЛ получила карт-бланш от избирателей и пустое поле для игр, на котором противники по разным причинам не появились. Как отмечают эксперты, они "больны разобщенностью, поэтому у консерваторов сложились идеальные стартовые условия".
Однако прошло почти полгода с момента начала движения, но общая ситуация к лучшему не изменилась. Если посмотреть на первые шаги новых рулевых, государственный корабль явно плывет не туда. Коронавирусный фон ухудшается, несмотря на клятвенные заверения о ежедневных подвижках на этом направлении.
Страна занимает второе место в Европейском союзе по росту безработицы и количеству свободных рабочих рук. Общепит, туристический сектор, автоперевозки – о них уже можно забыть. Но и в этих условиях консерваторы говорят не о планах по улучшению экономической ситуации, а о "необходимости новых экономических санкций против непокорных авторитарных режимов в России и Белоруссии".
Внешняя политика МИД, насыщенного консерваторами вкупе с подпевалами настолько глупа, что искомые санкции все не появляются, а "ответки" в виде потерь транзита прилетают из Минска и Москвы регулярно.
Поэтому в социально-экономическом контексте всеобщая ненависть в ближайшем будущем Союзу Отечества – Христианским демократам обеспечена. Хотя бы на том основании, что не может у народа быть другого отношения к правительству, которое в разгар кризиса по собственной дури сокращает тысячи рабочих мест в морском порту и в компании "Литовские железные дороги".
Атака на президента
Поскольку, как уже сказано, литовское политическое поле зачищено, у СО-ХДЛ остался единственный соперник – Гитанас Науседа, президент Литовской Республики. Такого с наскока не уберешь, но подвинуть в сторону государственных задворок можно.
По меньшей мере, как отмечает упомянутый Гирнюс, "вся артиллерия правых направлена против Науседы. Критика в его адрес – это не одноразовая атака, а стратегическое наступление, хотя и безосновательное, и неоправданное".
Рубиконом в отношениях двух ветвей власти стал вопрос о представительстве в Совете Европы: президент или премьер?
Консерваторы задумались еще 18 ноября 2020 года, буквально с первых дней появления у властного руля. Но в начале 2021-го депутат-консерватор Матас Мальдейкис обострил ситуацию, заявив, что Гитанасу Науседе нет нужды появляться в Брюсселе для участия в саммитах. Партия молчаливым согласием своего ставленника поддержала.
Простой, казалось бы, вопрос, на самом деле далеко не прост. Согласно Конституции, президент во внутренние дела не вмешивается, занимаясь исключительно формированием внешней повестки. Если Науседа перестанет появляться на заседаниях Совета Европы, поле его деятельности сузится до такой степени, что насущные задачи для его команды станет транслировать премьер-министр.
Фактически Шимоните становится первым лицом государства, отодвигая в тень не только президента, но и спикера парламента, что на руку партии консерваторов. Они получают полный контроль над Литвой.
В итоге любые попытки Науседы влиять на внутреннюю политику будут обнулены. Шимоните уже раскритиковала предложение главы государства о льготах для самозанятых, назвав идею "несвоевременной". Причем критика прозвучала излишне громко и резко.
Как говорит политолог Гирнюс, "премьер подала президенту сигнал, который можно расшифровать только однозначно – кабмин будет сопротивляться желаниям главы государства управлять экономикой государства, в частности – формированием налоговой политики".
С другой стороны, глава кабинета нанесла ощутимый удар по концепции "государства благоденствия", с которой уже полтора года носится Гитанас Науседа. Еще один удар по амбициям президента – жесткая критика за нежелания назначать послами в США и ЕС людей, на которых консерваторы делали ставки. Верхушке "Союза Отечества" побоку даже Основной закон, который при выборе кандидатов в главы зарубежных дипломатических миссий последнее слово оставляет за Науседой.
Грызня мешает народу
Не станем вспоминать более мелкие конфликты. Очевидно, что подковерная борьба разгорается. Правые наседают, национальный лидер пока не поддается давлению и попыткам нейтрализации.
Что впереди? Парламент и правительство обладают достаточными возможностями для наращивания давления на главу Литвы. Однако он по-прежнему популярен, а литовские избиратели не особо жалуют консерваторов в их массе.
Грызня за влияние и власть на пользу государству не идет и, возможно, способна расколоть общество на несколько лагерей. Это станет началом конца литовской демократии.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.