Президент Литвы Гитанас Науседа не выпускает из поля зрения ситуацию в соседней Белоруссии. В середине февраля он заговорил о новых выборах главы государства без Александра Лукашенко, которые должны состояться уже в текущем году.
Представляется странным, что судьбу белорусов без участия белорусов решают в рабочей резиденции Науседы в формате беседы с главой Латвии Эгилтсом Левитсом, хотя лидерам двух прибалтийских стран нужно бы решать собственные неотложные проблемы, которых у латышей и литовцев с избытком.
Тем не менее ни в Литве, ни в Латвии никто планам президентов не удивился. Информационное агентство BNS, освещая их переговоры, отмечало:
"[Лидеры двух стран] договорились и далее поддерживать усилия для проведения еще в этом году свободных выборов президента в Белоруссии. Обсуждалась и подготовка дополнительных региональных санкций в отношении минского режима за нарушения прав и свобод человека".
Вильнюс и Рига требуют проведения новых выборов, поскольку считают, что предыдущие результаты якобы были "сфальсифицированы".
Литовская ставка
"Литва не может оставить белорусский народ под давлением российской и местной автократий, поэтому Вильнюс постоянно напоминает партнерам по Евросоюзу о необходимости перемен в Белоруссии, – рассказал журналистам депутат Сейма Аудронюс Ажубалис. – Вопрос сегодня стоит ребром: нужна ли членам ЕС еще одна свободная страна на Востоке?".
Из контекста беседы вытекало, что не очень-то нужна, поскольку Брюссель очень лениво занимается минской тематикой, а собственные возможности прибалтов и поляков влиять на Батьку и его администрацию ограничены.
Руководство Литвы, понимая собственную маломощность, стремится внутри ЕС создать широкий антибелорусский фронт, тесно увязанный с антироссийским. Эти усилия консерватор Ажубалис комментирует так: "Никогда в Европе не наступит спокойствие, если на подступах к РФ не появится пояс демократических государств".
Официальный Вильнюс не скрывает: его ставка на кардинальные перемены в Белоруссии рассматривается как механизм давления на Россию. Чем прозападнее Минск, тем Запад сильнее в своем давлении на Москву.
А белорусы-то и не знают
Прежде, чем продолжать, зададимся вопросом: кто такие Науседа и Левитс? Можно сказать, что их политическая карьера началась только в 2019 году. Серьезного политического багажа за спинами нет, на европейской арене оба являются людьми невлиятельными.
Президент Белоруссии занимает пост с лета 1994 года. За 26 лет он состоялся как серьезный политик, а также работал в окружении настоящих зарубежных авторитетов, таких как канцлеры Германии Гельмут Коль, Герхардт Шредер, Ангела Меркель, и многому у них научился.
Это означает, что все его поступки до конца распланированы и являются сигналами страны, которую он представляет. Таких слабаков, как лидеры стран Балтии, он уложит на лопатки в момент.
Наверное, Батька вполне мог бы изменить государственный строй в соседних странах, но принципиально не занимается экспортом своих взглядов, в отличие от жителей недалеких от Минска столиц.
"Мы можем обладать более сильной политикой, направленной на процесс демократизации в Беларуси", – говорят Вильнюс и Рига. Но они уже попробовали во второй половине 2020 года – не получилось. Кто во второй раз поверит неудачникам?
Дырка в мосту
Проводником озвученных Науседой идей на белорусском направлении является литовское внешнеполитическое ведомство. При министре Линасе Линкявичюсе победы минских "протестунов" не случилось. Как готов к выполнению задачи новый глава МИД Габриэлюс Ландсергис, что планирует "отполировать"?
Не секрет, что Литва активно участвовала в подготовке третьего пакета экономических штрафов. В середине декабря ЕС ввел в действие список, в который попали 29 белорусских чиновников и семь юрлиц. Сейчас Вильнюс работает над четвертым.
Габриэлюсу Ландсбергису хочется, чтобы давление на Минск носило более солидарный и оперативный характер. При этом "МИД допускает экономический ущерб Литве ради наказания режима Александра Лукашенко".
"Назло бабушке уши отморожу" – это новый тренд во внешней политике Вильнюса на белорусском направлении. Оружие, если судить по скандальной истории вокруг литовского санатория "Беларусь", обоюдоострое. Им нужно уметь пользоваться, а не "гнать с работы своих, чтобы чужие боялись", как охарактеризовал этот провал МИД мэр курорта Друскининкай Ричардас Малинаускас.
В МИД Белоруссии назвали ситуацию "примером лицемерия высшей пробы", отметив, что "под санкционный шабаш" Литвы попадают не только белорусские граждане, но также наносится ущерб литовской экономике и интересам самих литовцев.
Пока Габриэлюс Ландсбергис разглагольствует о важности и значимости санкций ЕС в отношении Белоруссии, ему можно задать еще один вопрос: кто именно те белорусы, имущество которых было заморожено в Литве по причине внесения в "черный список"?
Ответ: о таких министр иностранных дел Литвы еще не слышал.
Вывод: пользы от европейских санкций в отношении Белоруссии – как от дырки в мосту.
Кастрированная дипломатия
Чтобы быть в курсе событий, чиновникам МИД приходится довольствоваться информацией, полученной на встречах с представителями белорусской оппозиции, находящимися в Вильнюсе. Мол, они все знают.
Но оппозиция – очень ненадежный источник информации. Наверное, министру иностранных дел по должности положено контактировать с равным по статусу главой МИД РБ Владимиром Макеем.
Беда в том, как говорит Ландсбергис, "на данном этапе не вижу большой потребности в этом, но, если возникнут неотложные вопросы, я думаю, что такая возможность существует".
Вильнюсу тоже не нужен чрезвычайный и полномочный посол в РБ. Глава МИД "не уверен, что посол должен вернуться в Минск. Посольством может руководить человек, который не вручил верительные грамоты нелегитимному главе государства, каковым является Александр Лукашенко".
Но раз уж глава Литвы затевает в Минске игру в новые президентские выборы, то самое время направлять в соседнюю столицу дипломата в ранге посла. Он будет помогать белорусскому гражданскому обществу, предоставлять помощь, включая и логистическую, продвигать интересы Науседы, раздавать печенье и координировать протестный электорат.
Одним словом, вмешиваться во внутренние дела суверенного государства.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.