Совсем не случайно сотрудники департамента полиции при МВД Литвы на финише января вновь обратили взоры на поисковиков из "Забытых солдат". Такое имя носит литовская ассоциации военной истории, занимающаяся в основном сохранением памяти об участниках всех войн, происходивших на территории страны в XIX и ХХ веках.
Организация работает в агрессивной среде, причем условия выживания с каждым годом все жестче.
"Солдаты" давно занимаются преимущественно бумажными делами, хотя за это руководителей ассоциации критикуют все, кому не лень. Рядовые поисковики просятся в поле, но каждый выход – под "колпаком" соответствующих государственных структур.
И не дай бог кому "поднять" останки человека в местах былых сражений. Всякий раз возбуждается уголовное дело, ответчиком по которому проходит руководитель поискового движения Виктор Орлов в статусе обвиняемого по факту возможного убийства.
"Законы в государстве к сегодняшнему дню ужесточили до такой степени, что поисковики уже не имеют права заниматься раскопками", – делится наболевшим Орлов. Он не говорит о неожиданном свежем интересе провинциальной полиции к своей персоне. Но чувствуется – совсем не исключает попыток силовиков выставить "Забытых солдат" провокаторами, сознательно раскалывающими гражданское общество.
С точки зрения разведчиков и контрразведчиков, "Забытые солдаты" идеально подходят на роль активно-агрессивной "пятой" колонны, которую подпитывают из Кремля.
На сегодняшний день поисковики – одна из двух-трех общественных организаций соотечественников, которые в Литве заняты реальным делом. У силовиков, наверное, руки чешутся придушить "Солдат". Тем более, надуманные поводы уже изобретены.
С этого и начался разговор Baltnews с Виктором Орловым, руководителем ассоциации военной истории.
– Виктор Владимирович, чем вызвано повышенное внимание провинциальной полиции на этот раз?
– Все той же историей, связанной с воинским захоронением красноармейцев в местечке Обеляй Рокишского района. Старый мемориал сильно пострадал от времени, погоды и халатного отношения. Центральная скульптура, изображающая солдата со знаменем в руках, требовала неотложного капитального ремонта. Бетонные таблички с именами погребенных тоже доживали отведенный им век.
Было получено согласие на реконструкцию. Для этого заказали в Житомире гранитную копию памятника, изготовили таблички с именами красноармейцев. Но Департамент культурного наследия в 2017 году отозвал лицензии на допуск к работам. Четыре года изделия хранятся на складе.
Время идет, рокишские националисты и неонацисты глумятся над развалинами воинского мемориала, а дознаватели провинциальной полиции звонят и спрашивают: не "Солдаты" ли сообщили в посольство РФ о том, что мемориал осквернен изображением свастики и другой символикой? Не поисковики ли тем самым подогревают ситуацию в угоду прокремлевским пропагандистам и российской прессе?
Хочу отметить, что за прошедший год это третий случай надругательства над могилами советских воинов в Литве. Подозревать членов нашей ассоциации – чушь полнейшая. Но такими темпами дело может докатиться до обвинений поисковиков в склонности к международным провокациям.
– Инициаторы блокирования ремонтно-восстановительных работ, наверное, рассчитывают на постепенное разрушение всех воинских мемориалов, которых в Литве 286 вместе с отдельными захоронениями и могилами солдат Красной армии?
– Содержание в порядке монументов и памятников, принадлежащих государству, – это обязанность самого государства, а не зарубежных стран. Однако в Литве местные самоуправления ограничены в финансовых возможностях, поэтому провести восстановительные работы не в состоянии.
В течение ряда лет власти не препятствовали осуществлению посольством России ремонтно-восстановительных работ, но законодательство Литвы изменилось в сторону ограничений. В данный момент оно не позволяет выполнять капитальных работ.
Если посмотреть шире, то увидим, что проблема воинских захоронений – это одна из составных частей всего комплекса двусторонних отношений, которые литовская сторона завела в глубокий кризис. Выбираться из него рано или поздно придется, однако пока официальный Вильнюс делает все, чтобы усугубить ситуацию.
Российская сторона на недружественные шаги ответила зеркально и перестала выдавать визы участникам мемориального проекта "Миссия Сибирь", в рамках которого молодежные отряды восстанавливали захоронения репрессированных литовцев.
Стало ли кому-то лучше? Нет. Если литовская сторона ждет полного разрушения мемориалов солдатам Красной армии, то параллельно она получает запущенные могилы своих соотечественников.
Печальная констатация, но останется она на совести литовских бюрократов.
– То есть литовские руководители сознательно перенесли суть вопроса в политическую плоскость?
– Точно так. По идеологическим соображениям бывшая директор департамента культурного наследия запретила реставрационные работы, а МИД – практически всякую военно-историческую деятельность.
В Литве война с памятниками – это не борьба архитектурных вкусов. Это стремление перечеркнуть итоги Второй мировой войны, принизить роль Советского Союза в победе над гитлеровской Германией, объявить освободителей Восточной Европы оккупантами.
Перед нами образец подлого цинизма. Формулирую так, поскольку твердо знаю – подавляющее большинство жителей Литвы относится к цивилизованному сообществу.
У "Забытых солдат" много добровольных помощников и гораздо больше сторонников, чем видится из властных коридоров. Главное, чтобы людям адекватным не насаждали ревизионистские взгляды оголтелые конъюнктурщики от политики.
– Сторонников без противников не бывает.
– "Поклонников" с избытком. В том числе среди соотечественников, которые считают, будто Орлов и его поисковики лопатами гребут российские гранты. Отсюда чрезмерно кровожадная зависть.
Мои друзья не исключают, что в тяжбах за финансирование, которого на деле нет вовсе, свои могут стрелять в своих. Основания для подозрений имеются. Не хочу даже думать на эту тему, однако на душе неспокойно.
– Какие у вас и вашей организации планы на 2021 год?
– Нас иной раз торопят – наступил год 80-летия начала Великой Отечественной войны, нужно соответствующим образом отметить! Мол, давай-давай!
Между тем "Забытые солдаты" три года как готовы установить памятник пограничникам, погибшим 22–24 июня 1941 года на первых метрах советской земли. Однако по сей день нет ни положительного, ни отрицательного ответа на патриотическую инициативу.
В стадии завершения у нас находится сценарий интерактивного проекта "Литва-360". Идею должны успеть реализовать ко дню неизвестного солдата, который отмечается 3 декабря. Мы убеждены, что проект будет интересен огромной аудитории как в Литве, так и за ее пределами.
В рамках возможного будем выполнять привычную работу по облагораживанию воинских захоронений по всей территории Литвы. И очень надеемся, то у поисковиков появятся новые сподвижники. Наше дело правое и благородное. К такому не грех присоединиться.