"Прямые выплаты не решат проблем": как власти Литвы пытаются залатать демографическую дыру

Прохожие на улице в Вильнюсе
© Sputnik / Владислав Адамовский.

Лейла Акбашева

Население Литвы резко сокращается. Чтобы затормозить процесс, депутаты Сейма решили заставить новое коалиционное правительство самым серьезным образом задуматься над демографической ситуацией, которую иначе, чем критической, назвать трудно.

По статистике национального центра регистров, в 2020 году в Литве вступили в брак 16 000 пар. Пресс-атташе этой организации Миндаугас Самкус прогнозирует не меньшее количество союзов и в 2021.

К сожалению, свадеб немного, а пары разнятся между собой по возрасту брачующихся. Поэтому имеются все основания утверждать: лишь чуть более 60% невест и женихов порадуют государство детьми. По данным департамента статистики при Министерстве финансов, например, в 2019 году родились 27 400 детей, из них только 26 100 на родине. Остальные – за границей.

Гнетущая статистика

Если покопаться в статистическом архиве, можно сделать немало открытий. При "проклятых оккупантах" рождаемость в Прибалтике неумолимо ползла вверх. Например, пиком стал последний для советской Литвы 1990 год, когда родилось 56 000 девочек и мальчиков. Уже в 1995 – только 41 тысяча. В 2000 на свет явились 34 100 младенцев. И далее по нисходящей.

Ежегодное падение рождаемости на 2,7% и даже более процентов стало нормой с одной стороны и преддверием катастрофы с другой.

Еще несколько важных статистических фактов: количество детей до 15 лет за период 2016–2020 годов уменьшилось в 52 самоуправлениях из 60. В шести муниципалитетах цифры стабильны, рост числа детей и подростков зафиксирован только в Вильнюсе и Клайпеде, преимущественно за счет внутренней миграции.

Очень быстро сокращается количество многодетных семей. Появление пятого, тем более шестого ребенка – явление исключительное. "Если во времена СССР первый ребенок в семье появлялся рано, то сегодня в Литве превалирует политика "отложенного наследника". Соответственно, сокращаются возможности для появления других детей", – поясняет ситуацию социолог Аста Маслаускайте.

Последний салют

Профессор Маслаускайте так же отмечает – новые взгляды на детей тесно увязаны с возрастом рожениц. "В Литовской ССР иметь ребенка в возрасте 20–22 лет считалось нормой. В 2009-м средний возраст перворожениц уже равнялся 26 годам, в 2019 – 28. По прогнозам, к 2025 году мы получим средний возраст в 28,5-30,2 года. Где уж здесь говорить о пятом-шестом отпрыске?".

"Все годы независимости репродуктивные настроения увядали. В итоге они резко сказались на здоровье общества и демографической ситуации. Стабилизация семьи и дата рождения первенца все более удаляются друг от друга", – акцентирует социолог.

Последний бэби-бум пришелся на май-июнь 2011 года. Тогда на свет появилось самое большое количество младенцев с момента восстановления независимости. Коэффициент фертильности, то есть среднее число рождений на одну женщину подрос и составил 1,7. Это тоже немного, поскольку при оптимистичном сценарии он должен равняться не менее 2, а желательно оказаться еще большим. Но на исходе весны 2011 движение вверх хотя бы началось – и на том спасибо.

Акушерка Грибаускайте

Расцветать бы Литве понемногу при такой фертильности, но Даля Грибаускайте абортировала бэби-бум, утвердив принятые парламентом законы, предусматривавшие сокращение выплат по материнству и отцовству. Родители, особенно молодые, на отсутствие внимания и заботы со стороны государства ответили сокращением рождаемости – чего и следовало ожидать. Никакие призывы к молодежи оставаться патриотами, увеличивать население страны на обиженных не подействовали.

После 2011 года наплодилось только бесчисленное количество мрачных прогнозов, предрекающих Литве резкое старение и сокращение популяции к 2050 году до 2 млн человек или почти вдвое в сравнении с 1990 годом.

Причем заявления звучат из уст далеко не шарлатанов. Например, эксперты ООН в официальных документах утверждают:

"Рождаемость и увеличение вероятной продолжительности жизни меняют возрастную пирамиду в Литве: сокращается количество детей, молодежи и людей среднего возраста. Страна занимает второе место в списке государств, население которых значительно сократится к 2050 году". Также докладчики ООН отмечают, что в 2010–2019 годах количество жителей в Литве сократилось на 347 800 человек, а считая с 1990 года – официально более, чем на 800 тысяч.

Правда, в начале 2020 года на демографическом небосклоне блеснул лучик надежды. "Во время весеннего карантина люди проводили больше времени рядом друг с другом. Врачи смеялись, что к концу года будет высокая рождаемость, но пока ничего подобного не наблюдалось", – рассказала директор Вильнюсского родильного дома Корнелия Мачюлене. Увы, надежды социологов и смех медиков оказались преждевременными.

Спасательный круг

Проходящая мода на детей подталкивает ситуацию в Литве к демографической пропасти. Чтобы затормозить процесс, депутаты Сейма решили заставить новое коалиционное правительство самым серьезным образом задуматься над демографической ситуацией, которую иначе, чем критической, назвать трудно.

Фракция оппозиционной Партии труда, включая старосту Вигилиюса Юкну, предложила на каждого новорожденного выплачивать по 250 базовых прожиточных минимумов – это 10 000 евро. По действующему закону сейчас на каждого ребенка государство выплачивает 4840 евро. "Трудовики" надеются – материальная поддержка более чем в двойном размере улучшит показатель рождаемости.

Как это всегда бывает, у законотворческой инициативы нашлись как сторонники, так и противники. Например, главный экономист банка Swedbank Нериюс Мачюлис считает предложение популистским, непродуманным и подталкивающим общество к негативным последствиям. "Рост рождаемости мы увидим только в асоциальных семьях, которым остро нужны деньги. Проблемы не исчезнут, а прибавятся".

Экономист "за" социальную поддержку семей с детьми, но не прямыми выплатами, а через налоговые льготы и предоставление большего количества бесплатных услуг.

Судя по бюджету на 2021 год, правительство тоже склонно двигаться по этому пути. Министр социальной защиты и труда Моника Навицкене довольна текущими профильными расходными статьями.

С 1 января универсальное детское пособие повысилось с 60 до 70 евро. Выплаты детям с недугами, многодетным и бедным семьям выросли со 100 до 111 евро. Бесплатное питание, в 2020 году выделявшееся только дошкольникам и первоклассникам, пришло во вторые классы, причем независимо от доходов семьи.

Это сравнительно большие шаги вперед в государственной политике по охране и защите детства, поскольку в прежние годы у правительств как-то руки не доходили до подобных "мелочей". А кабинет министров консерваторши Ингриды Шимоните с первых дней начал реализацию предвыборных обещаний. Конечно, не стоит авансом аплодировать новому правительству. Однако на перемены к лучшему надеяться нужно.

Там, глядишь, и с демографией произойдут ощутимые подвижки. Нет совершенно никакого желания жить в Литве, медленно превращающейся в безлюдную пустыню.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме