Из агентов в президенты: что готовят власти Литвы "отцу независимости" Ландсбергису

Литовский политик Витаутас Ландсбергис

Игорь Черников

Из-за эпидемии COVID-19 руководство Литвы перенесет на август мероприятия, приуроченные к тридцатилетию вильнюсских событий 13 января 1991 года. Но при этом рассматривает вопрос о причислении к президентам Литвы "отца независимости Литвы".

По версии Литвы, 13 января 1991 года Советский Союз совершил акт вооруженной агрессии против молодого независимого государства. Приуроченные к тридцатилетию событий траурные торжества из-за эпидемии COVID-19 и общереспубликанского карантина не могут состояться в задуманных помпезных масштабах.

Хорошо, если напоминания о "вооруженной агрессии СССР" и заявления о "недемократической России" прозвучат на фоне победных рапортов о переломе в борьбе против коронавируса, решило литовское руководство и перенесло официоз на август.

Конкретная дата пока не названа. Но, вполне возможно, выбор падет на 23 число, чтобы связать в единую нить договор между Германией и СССР от 1939 года, проистекшую из его секретных протоколов "первую оккупацию Литвы" и "агрессию СССР" 30-летней давности. Такая цепочка – очень в духе литовской государственной идеологии.

Но совсем без внимания оставлять 13 января было бы ошибкой. Поэтому в связи с "черным" юбилеем депутат Сейма консерватор Эмануэлис Зингерис подготовил проект резолюции "О тридцатилетии дня защитников Свободы". Содержание документа, как и все иное из-под пера Зингериса, занудно до невозможности. Пересказывать чепуху нужды нет, но несколько абзацев процитировать уместно.

Умереть президентом

Среди прочего Зингерис предложил ввести в когорту президентов Литвы своего патрона, профессора Витаутаса Ландсбергиса. Тот председательствовал в Верховном Совете Литовской ССР, депутаты которого 11 марта 1990 года провозгласили восстановление независимости и приняли соответствующий Акт.

Комедия с президентством Ландсбергиса тянется более 20 лет. Подобные предложения всплывали в парламенте с завидной периодичностью, но всякий раз разбивались о солидарную отрицательную позицию социал-демократов и левоцентристов.

Последняя попытка консерваторов возвысить своего патриарха пришлась на 2017 год и была приурочена к приближающемуся 85-летию Ландсбергиса. Тогдашний спикер Сейма Викторас Пранцкетис разродился идеей, но вскоре признал ее несостоятельность – мол, инициатива не наберет нужного количества голосов и будет высмеяна противниками главного консерватора.

К слову, резолюция парламента Литвы, или декларация, не является нормативным актом, однако используется тогда, когда политики хотят подчеркнуть особую актуальность вопроса.

Например, в 2018 году Сейм декларацией причислил к когорте руководителей государства лесного бандита (по официальной версии – одного из руководителей антисоветского вооруженного сопротивления) Адольфаса Раманаускаса. В 2019 принята резолюция в отношении опасной БелАЭС, в следующем – декларация в поддержку оппозиции президента Александра Лукашенко.

Перечисленные инициативы не встречали сопротивления, поскольку ничего не решали. А вот с президентством Ландсбергиса все как-то не ладилось. Но в 2021 году, кажется, звезды благоприятствуют бывшему стукачу КГБ СССР под агентурным псевдонимом "Дедуля".

У консерваторов в парламенте большинство, их союзники-либералы против не выступят, депутаты от социал-демократов, аграриев и поляков разобщены. Есть еще в Сейме фракция Партии труда.

Но, как говорят литовские политологи, "достаточно посулить "трудовикам" маленький пряник, и они с радостью проголосуют за все нововведения не только во внутренних, но и во внешнеполитических вопросах. Десять мандатов Партии труда – хорошая запасная обойма. Так что особых трудностей в реализации плана Зингериса не предвидится".

Хотя инициатива не включена в рабочую повестку, партия консерваторов знает, что делает. Все просчитано: необходимо лишь успеть за два часа до начала заседания раздать текст резолюции, и проект уже можно рассматривать официально. Если парламентское большинство поддержит, Устав Сейма позволяет голосовать за документ в этот же день.

De facto есть, нужно de jure

План партии "Союз Отечества" не может не сработать. Политические циники ставят 10 против 1, что резолюцию депутаты примут. Она окажется претекстом для закона о статусе президента для Витаутаса Ландсбергиса. Вместе с должностью старичок получит столь желанные политические, социальные, правовые гарантии и привилегии, предусмотренные для бывших и действующего руководителей литовского государства.

Впрочем, нужна оговорка. В начале января Эмануэлюс Зингерис рассказал журналистам о сомнениях, терзающих его душу. Конечно, он глубоко убежден – гражданское общество просто обязано склонить голову перед "фактическим руководителем страны, державшим в своих руках государственный руль в самые тяжелые моменты советской военной агрессии":

"Но обязательно найдется куча гаденышей и врагов профессора, которые повылезают из всех кустов и начнут спекулировать о его роли в защите свободной Литвы".

Зингерис прав: оппоненты утверждали и продолжают утверждать, что председатель Верховного Совета не являлся единственным руководителем Литвы и не имел права единолично формировать внешнюю политику, выступать от имени государства, принимать решения, поскольку не был уполномочен нести за их выполнение персональной ответственности.

То есть на политический небосклон республики консерваторы и либералы пытаются протащить ряженого. На имидж Литвы, как демократического и правового государства, проталкивание Ландсбергиса в когорту президентов сработает отрицательно. В чем можно не сомневаться.

Оппоненты уже подали голос протеста. Помимо прочего, они цитируют прежние заявления "типа руководителя", в которых сам патриарх, наверное, давно забыл:

"Главное – благополучие и процветание государства и народа. Что касается почестей – в них нет необходимости. Для меня привилегии и награды всегда были второстепенны, малоинтересны и остаются ненужными", – прикидывался простаком Ландсбергис в интервью зарубежным и литовским журналистам.

Оказывается, лукавил хитрый лис литовской политики. Можно даже сказать – обманывал прессу, эту четвертую власть, которая верила политику и наивно-восторженно тиражировала obliko morale отца литовских консерваторов.

Но все имеет свойство заканчиваться. Вот и скромности Витаутаса Ландсбергиса наступил конец. Странные порой бывают у людей новогодние желания. Как вам такое: не довелось пожить, так хотя бы умереть президентом?

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме