Путь литовских Ротшильдов: как Ландсбергисы стали самой влиятельной семьей в стране

Председатель Верховного Совета Литвы Витаутас Ландсбергис, 1990 год
© Sputnik / Сергей Титов

Анастасия Савинова

Искусство распространения своего влияния в политике передавалось в роду Ландсбергисов из поколения в поколение. Как же так получилось, что и по сей день представители этой семьи имеют огромную власть в Литве?

Феномену "династии Ландсбергисов" посвящено немало книг и статей. Удивительная "выживаемость" в любых самых острых политических ситуациях, способность моментально менять "стороны баррикад" и при этом приумножать властные ресурсы – искусство, подвластное не всем.

Витаутас Ландсбергис-Жямкальнис

"Отец" династии Ландсбергисов, Витаутас Ландсбергис-Жямкальнис родился 26 февраля 1893 году. Его жизнь, – а прожил он сто лет – была полна странных обстоятельств. До сих пор ходит много разговоров о его связях с советскими спецслужбами, которые стали залогом его весьма успешной карьеры.

Бросало его из стороны в сторону много и часто. Он окончил Высшую техническую школу в Риге. Когда пришли большевики, Ландсбергис-Жямкальнис уехал в Петроград, где поддержал революционеров и даже был избран делегатом на Всероссийский съезд солдатских депутатов. Затем он вернулся в Литву, где стал добровольцем на службу в литовскую армию, а после продолжил учиться в Риге по профессии архитектора.

Витаутас Ландсбергис-Жямкальнис
Витаутас Ландсбергис-Жямкальнис

В Вильнюсе, после возвращения города Литве, он стал главным инженером-архитектором, где дослужился до советника по архитектурным вопросам председателя Вильнюсского горисполкома.

По ряду данных, Ландсбергис-Жямкальнис занял должность министра коммунального хозяйства во Временном правительстве Казиса Шкирпы – Юозаса Бразайтиса (Амбразявичюса) и адресовал Адольфу Гитлеру благодарственное письмо за "освобождение от советской оккупации". Там же были и положения о национализации еврейского имущества. Эдакая попытка выслужиться "перед новым руководством" в период нацистской оккупации.

Но на словах Ландсбергис-Жямкальнис не остановился – он занимался организацией еврейских гетто по всей Литве, но при этом же сотрудничал с советским подпольем во главе с Йонасом Валунасом (Юозасом Витасом). Своего соратника "по другую сторону баррикад" он с его семьей укрывал у себя на даче, однако вскоре Витас был взят гестапо.

На чьей стороне был Ландсбергис-Жямкальнис, остается только гадать – ему удалось избежать страшной участи, что дает основания полагать, что Витаса сдал немцам именно он. Примечательно, но члены Временного правительства были заочно приговорены советским судом к расстрелу. Но и здесь Ландсбергис-Жямкальнис отделался легким испугом – за какие такие заслуги?

В конце войны он уехал на Запад, и не куда-то, а в Германию. По его собственным рассказам, "в тылу врага" он искал своего сына Габриэлиса, которого вывезли в страну и удерживали в тюрьме. Давний знакомый по Высшей технической школе в Риге Альфред Розенберг, который стал рейхсминистром, посодействовал освобождению сына Ландсбергиса-Жямкальниса, приняв его адвоката вне какой-либо очереди.

По некоторым данным, после этого Ландсбергис-Жямкальнис остался на какое-то время в Германии и уже после разгрома фашистов выявлял военных антисоветчиков. Интересная ситуация вырисовывается – и у немцев он был почти что свой, и продолжал работать на КГБ. 

После того, как Ландсбергис-Жямкальнис вернулся в советскую Литву в 1959 году, где он не только не понес никакого наказания, но и смог получить обратно конфискованный дом, государственную квартиру в Каунасе, за задержку выдачи которой председатель Каунасского горисполкома Юозас Шерис "получил нагоняй" из Москвы.

По свидетельствам современников, первый секретарь ЦК компартии Литвы Антанас Снечкус, и председатель Совета Министров Мотеюс Шумаускас выступали против его возвращения в Литву, однако благодаря указаниям из Москвы "по партийно-советской линии и линии КГБ" принять его все-таки пришлось.

Празднование 50-летия образования СССР. Среди участников - председатель Центрального комитета Швейцарской партии труда Эдгар Воог (слева) и первый секретарь Центрального комитета Коммунистической партии Литвы Антанас Юозович Снечкус на площади В.И.Ленина.
© Sputnik / А. Бразайтис
Празднование 50-летия образования СССР. Среди участников - председатель Центрального комитета Швейцарской партии труда Эдгар Воог (слева) и первый секретарь Центрального комитета Коммунистической партии Литвы Антанас Юозович Снечкус на площади В.И.Ленина.

Была разнарядка или нет? Все-таки была: об этом свидетельствует ответ председателя КГБ Литовской ССР Юозаса Петкявичюса на вопросы корреспондента газеты Tiesa Витаутаса Петкявичюса о подробностях таинственного возвращения Ландсбергиса-Жямкальниса со всеми почестями в Литву:

"Я не обсуждаю приказов, я их выполняю".

Немаловажным фактом стала недавно установленная информация о том, что Ландсбергису-Жямкальнису была назначена персональная пенсия союзного значения. В подтверждение этому существуют сохранившиеся архивные данные – письмо с благодарностью к первому секретарю ЦК Компартии Литвы Антанасу Снечкусу. Данные с указанием конкретной папки, дела и номеров страниц указаны в книге литовского историка Витаутаса Тининиса "Снечкус. 33 года у власти". При этом для пенсии такого размера нужно было быть заслуженным деятелем Литвы, не меньше.

Все это еще раз наталкивает на мысль о том, что Ландсбергис-Жямкальнис был не простым архитектором, а как минимум информатором КГБ. При этом учитывая, что он также был связан с гестапо, неизвестно, на чьем поле он воевал более "охотно".

Манера "переобуваться" заложена в крови

Витаутас Ландсбергис, сын Ландсбергиса-Жямкальниса, пошел еще дальше. Будущий глава "Саюдиса" родился в 1932 году в Каунасе, где еще во время учебы в гимназии проявил себя как "сына своего отца". По ряду данных, еще тогда она сдал каунасскому НКВД группу одноклассников, которые были членами подпольного антисоветского движения, сделав себе прекрасный задел на будущее.

Витаутас Ландсбергис на дискуссии «Стоит ли менять Конституцию на двойное гражданство?» , 4 октября 2018 года
Витаутас Ландсбергис на дискуссии «Стоит ли менять Конституцию на двойное гражданство?» , 4 октября 2018 года

Успех не заставил долго ждать. Во время учебы в Литовской государственной консерватории его приняли в ряды ВЛКСМ, после чего его как очень активного и крайне лояльного советской власти человека избрали в комитет комсомола консерватории.

По данным источников, еще несколькими годами позднее Ландсбергису предложили стать личным информатором заместителя начальника отдела контрразведки КГБ Литовской ССР Нахмана Душанского. Казалось бы, с чего? Да только консерватория всегда находилась под особым вниманием литовского КГБ, так что имевшийся тогда послужной список позволил будущему главе организации, которая возглавила процесс выхода Литвы из СССР, завязать связи с разведкой.

После он беспрепятственно издает свои искусствоведческие труды, защищает диссертацию, а после написания монографии получает Премию Литовской ССР. Вскоре он стал профессором кафедры марксизма ленинизма в родной консерватории, где его избирают членом правления и секретариата Союза композиторов Литвы.

Спустя еще четыре года, в 1982 году, он удостаивается звания заслуженного работника искусств Литовской ССР. Мечтали об этом многие, только далеко не всем удавалось получить столь высокое звание. Однако не только сам Ландсбергис был признан за "большие заслуги в советском искусстве". Звание народной артистки получила и его жена Гражина Ручите-Ландсбергене. За один период чета Ландсбергисов получила самые высокие звания Литовской ССР. Кузница гениев, не иначе.

Витаутас Ландсбергис и Гражина Ручите-Ландсбергене 
Витаутас Ландсбергис и Гражина Ручите-Ландсбергене 

Примечательно, что Ландсбергис в тот период не проявлял какой-то политической активности – согласно свидетельствам, он "честно" доносил на своих коллег и знакомых в КГБ, являясь информатором с псевдонимом Dedule.

На заре создания "Саюдиса" в 1988 году, который изначально не подразумевал никаких сепаратистских настроений, председатель КГБ Лит. ССР генерал Эдуардас Эйсмунтас рекомендовал Бюро ЦК КП Литвы кандидатуру Ландсбергиса в качестве лидера организации.

Витаутас Петкявичюс, который вместе с Ландсбергисом вошел в Инициативную группу "Саюдиса" и работал с ним бок о бок, в своей книге "Корабль дураков" пишет о том, что Эйсмунтас в качестве аргументов за его назначение охарактеризовал Ландсбергиса следующим образом: он интеллигентен, но при этом незаметен и является плохим оратором, связан с КГБ. Ставка делалась на то, что именно такой человек будет легко управляемой пешкой и позволит контролировать все происходящее.

Митинг сторонников независимости Литвы и её выхода из состава СССР
РИА Новости
Митинг сторонников независимости Литвы и её выхода из состава СССР

Также среди "плюсов" указывалось на то, что чета Ландсбергисов всегда демонстрировала ярую приверженность "советским позициям". Без внимания не остался и Ландсбергис-Жямкальнис – было подчеркнуто, что он оказал неоценимую помощь советской власти, что еще раз говорить о его связях с органами госбезопасности.

Приведенных аргументов оказалось больше, чем достаточно – кандидатура Ландсбергиса была утверждена Бюро ЦК Компартии Литвы. Вот только тогда еще никто не предполагал, какую "лису пустили в курятник".

Вся династия Ландсбергисов так или иначе была связана в профессиональном плане с искусством – искусный подход раскрылся и в политической деятельности. Вскоре Витаутас начал проявлять активный интерес к власти. Несмотря на резкую метаморфозу в линии поведения и появление политических амбиций, литовский КГБ активно раскручивал своего ставленника. Механизм обратного отсчета времени к выходу Литвы из СССР был запущен.

Проект "Саюдис"

Ландсбергис тут же оценил свое окружение и просчитал свои шаги наперед. Он начал продвигать Альгидраса Бразаускаса от лица "Саюдиса" на должность первого секретаря УК Компартии Литвы, а затем в 1990 году на должность председателя Президиума Верховного Совета ЛССР.

Витаутас Ландсбергис, Председатель Верховного Совета Латвии, выступает перед участниками Чрезвычайного заседания Верховного Совета республик Прибалтики, 1990 год
© Sputnik / Мариус Баранаускас
Витаутас Ландсбергис, Председатель Верховного Совета Латвии, выступает перед участниками Чрезвычайного заседания Верховного Совета республик Прибалтики, 1990 год

В своей книге "Развод по-литовски" Бразаускас рассказал о тайных встречах с Ландсбергисом, на которых он согласовывал с главой "Саюдиса" действия Компартии Литвы. Соответственно, Витаутас не просто так двигал Бразаускаса по карьерной лестнице. Была договоренность, по которой он был обязан считаться с Ландсбергисом. Вероятно, свое влияние Dedule сохранил и в годы его президентства. По сути, именно он и управлял Литвой в тот период. И не только тогда.

Под надежным покровительством Ландсбергиса дважды президентом Литвы был избран Валдас Адамкус, который сам в своей книге написал, что все в годы его правления – а это девять лет – "весьма уважаемые в Литве личности" диктовали ему, кого и на какие должности ставить, как поступить в той или иной ситуации.

Почему Адамкус решил об этом рассказать? Его шантажировали. Он признался, что ему прозрачно намекали эти "уважаемые личности" на его политическое уничтожение в случае неподчинения.

Далее в адрес этих людей прозвучало, что эти люди в Литве почти что "обожествлены" и сегодня являются символами обретенной независимости, поэтому имена шантажистов он так и не опубликовал. 

Кто были эти люди – загадка. Однако манера шантажа очень свойственна Ландсбергису. Взбираясь по карьерной лестнице, он избавлялся от конкурентов одним за одним, шантажируя данными, которых у четы Ландсбергисов за все годы накопилось немало.

Президент России Борис Ельцин (в центре), Председатель ВС Литвы В.Ландсбергис (слева) и председатель Верховного Совета РФ Руслан Хасбулатов во время встречи в Москве, 8 сентября 1992 года
© Sputnik / Александр Макаров
Президент России Борис Ельцин (в центре), Председатель ВС Литвы В.Ландсбергис (слева) и председатель Верховного Совета РФ Руслан Хасбулатов во время встречи в Москве, 8 сентября 1992 года

Но грешил он не только этим. Как рассказывал в своей книге Петкявичюс, который был свидетелем его  "становления" в "Саюдисе", с первых дней Ландсбергис "пытался превратить организацию в верную ему партию, ввести членство, удостоверения, членские взносы".

Потом Ландсбергис стал "путать" деньги "Саюдиса" со своими личными.

"Еще позднее пожертвования соотечественников превратились в личную кассу этого господина, источник зарплаты его сторонников, доплат за участие в митингах и финансирование различных поездок за границу. В том же кармане исчез миллион, собранный канадцами для литовских сирот; туда же провалился дар норвежцев литовскому народу. И снова Ландсбергис выкрутился, заявив, что он якобы создал фонд своего имени. После проверки этого фонда в 1995 году мы обнаружили, что за время своего существования фонд купил целых 56 пакетиков рождественских конфет для детей, по литу двадцать за штуку", – пишет Петкявичюс.

Именно Ландсбергис, только-только дорвавшись до власти, заявил о том, что "через два-три года мы будем жить как в Америке". Наверное, исходя их этой истории с фондом, под "мы" он имел в виду прежде всего себя.

Заложенная в генах способность "переобуваться на ходу", доставшаяся от Ландсбергиса-Жямкальниса, помогла Ландсбергису стать "серым кардиналом" в новой "демократической" Литве. Как же так могло произойти – еще совсем недавно он был человеком социалистического толка и твердо стоял на идеях того времени, сотрудничал с КГБ, и за все это ему удалось снискать серьезное доверие Москвы.

И здесь все крайне просто – эпоха перестройки, в которую Литву захлестнула волна запроса на независимость, "официально" началась со становления "Саюдиса". Ландсбергис исходил из простого правила: "Не можешь предотвратить – возглавь". Вот он и возглавил движение за независимость и стал "отцом" независимой Литвы, предав все то, чему придерживался в СССР.

Габриэлюс Ландсбергис на дискуссии «Стоит ли менять Конституцию на двойное гражданство?» , 4 октября 2018 года
Габриэлюс Ландсбергис на дискуссии «Стоит ли менять Конституцию на двойное гражданство?» , 4 октября 2018 года

Теперь остается только клеймить проклятый режим, который даровал ему политическую власть, которую он сохранял, по всей видимости, и во время президентства Дали Грибаускайте. Ее, кстати, он защищал от нападок, связанных с ее возможным прошлым в КГБ.

Им была высказана следующая позиция: не важно, кем ты был, важно, кем ты стал. И тут он будто оправдал и самого себя за одно – мол, не понимал, что делал, когда демонстрировал крайнюю лояльность советской власти, но одумался и освободил Литву от диктаторского режима.

Что ждет Литву от внука "отца литовской демократии" Габриэлюса Ландсбергиса? Пока сказать сложно, многое определят выборы в Сейм этого года. Его карьерный рост тоже оказался весьма быстрым и будто хорошо спланированным. Покорить новые вершины власти в Литве ему помогут и разветвленная сеть "друзей" Ландсбергисов, которых, при нежелании "сотрудничать", можно и пошантажировать; и прекрасная способность к выживанию, заложенная на "генетическом уровне".

Так и играют Ландсбергисы на струнах литовской политики.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме