Тема глобальной пандемии отошла в сторону – в Литве обсуждают результаты государственных экзаменов. Власти говорят о необходимости изменений в школах, оппозиционные политики и представители бизнеса заявляют о системных проблемах, которые не могут не отразиться на экономике и на рынке труда.
О проблеме знают, но не решают
Говоря о сфере образования, ключевая проблема этого года – госэкзамен по математике. Результаты выпускников значительно ухудшились по сравнению с 2019 годом. Если в прошлом году экзамен сдали 82,09% всех учеников, в этом – только 67,61%. Иными словами, почти каждый третий, по сути, провалился.
Подобная ситуация вызвала волну обсуждений в экспертных кругах. Преподаватели, журналисты и профильные специалисты заявили о "невиданном числе абитуриентов, не сдавших экзамен".
Руководитель Вильнюсского института политического анализа, математик, экс-замминистра науки и образования Виргиния Будене в интервью прессе констатировала, что Литва столкнулась с большими проблемами в области точных наук, и с этим надо что-то делать. По ее словам, нехорошие сигналы были видны еще два года назад: когда нынешние выпускники сдавали промежуточный экзамен в десятом классе – результаты были аналогичны, – но за это время ни на уровне власти, ни на уровне школ, ни на уровне профильных образовательных ведомств ничего не было сделано. В итоге имеем то, что имеем.
"Я считаю, что это [результаты экзамена по математике] абсолютно ненормально. На самом деле, сравнивать это неадекватно. Если сравним со сдачей других экзаменов, английский язык сдали 99% абитуриентов, государственный экзамен по литовскому языку – 89%, а школьный экзамен по литовскому – 94%. И другие экзамены сдали похожим образом – около 90% учащихся", – говорит Будене.
Следует напомнить, что, согласно правилам, для получения аттестата об окончании школы в Литве необходимо сдать два экзамена. Один из них обязательный – литовский язык и литература. Ученики имеют право выбирать тип экзамена – государственный или школьный.
Госэкзамен по литовскому языку сложнее, нежели школьный. Без него выпускник фактически не может претендовать на бесплатное место в литовских вузах.
Министр науки и образования Альгирдас Монкявичюс после обнародования результатов констатировал, что проблемы действительно есть – правительство постарается их решить. По его словам, начиная с осени, министерство опробует новую методику обучения – ее обкатают в нескольких школах, и, если она приживется, новый порядок преподавания станет всеобщим. В заявлении главы Минобразования говорится, что сегодня "необходимы системные изменения".
Правда, вслед за этим пассажем министра в его адрес пошла волна критики. Так, политолог, доцент Института международных отношений и политических наук Вильнюсского университета Мажвидас Ястрамскис не преминул упрекнуть Монкявичюса, напомнив, что говорить о системных изменениях накануне выборов в Сейм – глупо. Помимо прочего, Монкявичюс возглавлял Минобразования уже несколько раз – при разных правительствах и премьерах, – следовательно, ждать каких-то принципиальных перемен было бы странно. Он мог начать реализовывать их на практике значительно раньше.
"Очень приятно, что министр это понял. <...> Раньше времени для изменений не было. Ведь Альгирдас Монкявичюс занимал пост министра просвещения всего три раза: с января 2019 года в правительстве Саулюса Сквернялиса, в 2008 году – в правительстве Гедиминаса Киркиласа, в 2000–2004 годах в правительствах Роландаса Паксаса и Альгирдаса Бразаускаса", – иронизирует Ястрамскис на своей страничке в соцсетях.
В свою очередь, главный экономист банка Swedbank Нериюс Мачюлис не видит поводов для иронии. По его мнению, плачевные результаты экзамена по одной из важнейших дисциплин – трагедия.
"Отодвиньте в сторону загрязняемый залив, бушующие вирусы, тонущие центры государственных данных. Государственный экзамен по математике не сдал каждый третий ученик. Это величайшая трагедия 2020 года, которую мы все еще почувствуем, когда уже забудем обо всем остальном", – пишет Мачюлис на своей страничке в Facebook.
Денег много – толку мало
Парадокс заключается в том, что Литву нельзя упрекнуть в бюджетной жадности. По данным Минфина, в 2020 году расходы на просвещение составили 2,4 млрд евро – это около 4,8% от ВВП. Показатель чуть ниже среднего (5%) по странам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), но выше, чем в соседних Латвии и Эстонии, где на науку тратят 4,2% и 4,4% соответственно.
Проблема заключается лишь в том, что результаты учеников в Латвии и Эстонии, несмотря на расходы государства, лучше, чем в Литве. Более того, если с Латвией разрыв относительно небольшой, то Эстония существенно опережает не только страны Балтии, но и средний показатель по странам ОЭСР.
Согласно рейтингу Международной программы по оценке образовательных достижений (PISA) за 2018 год, средний балл эстонцев по ключевым дисциплинам составляет 525,3, Литвы – 479,7, Латвии – 487,3, средний показатель по ОЭСР – 487. Эстония традиционно входит в пятерку государств-лидеров по естественнонаучной грамотности. В то же время Литва не может войти даже в тридцатку.
В чем кроется проблема – вопрос дискуссионный. Существует мнение, что государство не умеет обращаться с деньгами. Власти выделяют большие суммы и содержат не только педагогов, но и других работников, связанных со школами, – тех, кто занимается административными и хозяйственными вопросами. Это особенно заметно, когда речь идет о провинции и регионах: есть такие районные школы, которые посещают чуть больше двадцати учеников, но при этом в самих школах работает такое же количество сотрудников. Причем далеко не все эти сотрудники – учителя. Подобная ситуация сказывается и на госбюджете, и на зарплатах преподавателей, которые по-прежнему очень невелики, если говорить о среднем показателе по Евросоюзу, и на результатах учащихся на экзаменах.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.