"Такой Ландсбергис нам не нужен": литовские консерваторы переживают управленческий кризис

Габриэлюс Ландсбергис на дискуссии «Стоит ли менять Конституцию на двойное гражданство?» , 4 октября 2018 года

Игорь Черников

До выборов в литовский Сейм остается пять месяцев. Политологи отмечают, что правую парламентскую партию "Союз Отечества" – Христианские демократы нешуточно лихорадит. Внутри политического объединения тоже видны брожения.

В Литве затихает борьба против коронавируса. Условия карантина максимально либеральные, из ограничений остались только маски. Они пригодятся для маскировки, ведь до голосования по выборам в Сейме осталось всего пять месяцев.

Литовские политологи отмечают, что правую парламентскую партию "Союз Отечества" – Христианские демократы (СО-ХДЛ) нешуточно лихорадит. Внутри политического объединения тоже видны брожения. Центробежные силы набрали скорость и грозят разорвать организацию на части. Как, например, отмечает Кястутис Гирнюс, преподаватель института политических наук при Вильнюсском университете, "внутрипартийная турбуленция за пять месяцев до выборов в Сейм – явление чрезвычайно опасное для любой политической силы". 

Камнем преткновения для активных консерваторов стала фигура председателя СО-ХДЛ Габриэлюса Ландсбергиса. Мониторинг общественного мнения, сделанный 28–30 апреля компанией Baltijos tyrimai, доказывает, что босс консерваторов задвинут далеко в политическую тень. Из всех литовских партийных вождей только основной соперник СО-ХДЛ, руководитель аграриев Рамунас Карбаускис, оказался в топ-10. Это очень опасный сигнал. 

Рамунас Карбаускис
BALTNEWS.lt / Михаил Прощин
Рамунас Карбаускис

В партии "Союз Отечества" – Христианские демократы Литвы всегда гордились активностью и авторитетом председателей. Витаутас Ландсбергис и Андрюс Кубилюс проявили себя, как настоящие вожаки с твердыми убеждениями и ясными целями. В политической жизни государства от их слова зависело немало. Оба были не слишком популярны в народе, но исключительно благодаря целеустремленности и готовности не поступаться партийными ценностями ради сомнительных компромиссов или временных экзотических союзов. 

Молодому Ландсбергису 38 лет. Из них пять последних он руководит партией, но никак не может проявить себя, хотя неправильно было бы сказать, что шансов не возникало. Наоборот, его любит пресса, он – частый гость на телевидении. Проблема в том, что Габриэлюс в ранге партайгеноссе не в состоянии предложить аудитории свежее или очень важное. 

"Каковы его взгляды, планы, убеждения? Куда идет сам и куда ведет СО-ХДЛ? Мигрирует вправо или влево? Этого никто не знает, и складывается впечатление, что не знает даже сам Габриэлюс", – так охарактеризовал Ландсбергиса-младшего политолог Вадим Воловой.

"Внук – очень плохая копия дедушки. Выяснилось, что лучше всего у него получается роль "говорящей головы" оппозиции", – считает литовский историк Валерий Иванов.

"Грядет глубокая стагнация, если ему позволят оставаться председателем партии еще десять, двадцать лет или даже больше", – предостерегает консерваторов политолог Кястутис Гирнюс.

Он, к слову, не слишком высокого мнения о лидерских качествах председателя. Причем сам иронизирует: "Рожденные в королевских семьях живут по своим правилам. Они избегают скандалов, склонны к внутрипартийным компромиссам, не выпячиваются на общем фоне, блюдут элементарную политическую этику. Но они ничего и не делают тогда, когда жизнь требует взрывной энергии, конфликта, умения вести за собой. Таких зигзагов в биографии Ландсбергиса не отыскать даже с помощью увеличительного стекла".

Политологическое сообщество полагает, что время требует от консерваторов активных поступков. Страна переживает самый большой кризис за минувшие 30 лет. Премьер-министр Саулюс Сквернялис отодвинул депутатов парламента далеко в тень кабинета министров. В государстве предпринимаются шаги, плохо согласующиеся с Конституцией, нарастает угроза узурпации власти в обход института президента и Сейма. Консерваторы просто обязаны встать на защиту Основного закона, однако они молчат и бездействуют. 

Даля Грибаускайте в Сейме
Канцелярия президента / Робертас Дачкус
Даля Грибаускайте в Сейме

Тот же Гирнюс еще в июне 2019 года предлагал Габриэлюсу Ландсбергису освободить кресло для более способного коллеги. "По завещанию дедушки можно получить сад, библиотеку или мотоцикл, но кресло руководителя партии нужно заслужить", – писал и говорил Гирнюс. Против протеже старичка Витаутаса Ландсбергиса выступили сразу несколько видных консерваторов, но верх в итоге взял "Дедуля". Сегодня он "не при делах", отмалчивается и делает вид, будто в СО-ХДЛ полный порядок. 

Беда в том, что со стороны наблюдается только иллюзия благополучия. Внутри разброд и шатания. Например, предвыборный избирательный список консерваторов по выборам в Сейм возглавляет не председатель, а иное лицо, что в литовской политической традиции считается дурным тоном. В данном случае речь идет об Ингриде Шимоните. Говорят, ее поддерживают полмиллиона избирателей. Выходит, она более ценна для партии? 

Именно Шимоните в случае победы на выборах обещан пост премьер-министра. Такими заявлениями Ландсбергис дает понять не только однопартийцам, что чувствует неуверенность и не готов вести коллег на выборы. Самоустранение серьезного конкурента объективно усиливает его оппонентов. Как известно, "лучший противник – это мертвый противник". 

Кандидат в президенты Литвы, Ингрида Шимоните в своём избирательном штабе во время первого тура выборов президента Литвы
РИА Новости
Кандидат в президенты Литвы, Ингрида Шимоните в своём избирательном штабе во время первого тура выборов президента Литвы

Соратники все громче предлагают Габриэлюсу Ландсбергису добровольно уйти в отставку. Их не устраивает "брежневский" сценарий, согласно которому вождь будет сидеть в главном кресте до последнего дыхания. Более полезным было бы отлучение от руководства СО-ХДЛ лет на десять с возможностью возвратиться в лидеры по итогам голосования на очередном съезде. 

В таком предложении есть своя логика. Габриэлюс получил бы прекрасную возможность политически заматереть, приобрести недостающие ему черты характера, поднатореть в интригах и сепаратных переговорах с лидерами других политических сил. Этот сценарий весьма пошел бы на пользу консерваторам. Вопрос сегодня лишь в том, готов ли сам Ландсбергис к такому решению?

Время с ответом пока терпит, но оно непременно закончится, и тогда наступит день выбора. Возможно, свидетелями "момента истины" литовские избиратели станут очень скоро, не позднее сентября. 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме