Литовские мечты вернуть эмигрантов из Великобритании и Ирландии потерпели крах

Паспорт гражданина Великобритании

Александра Павлова

Год назад 12 мая в Литве провалился референдум о двойном гражданстве – инициатива властей не нашла поддержки среди населения. Почему так произошло?

В постсоветское время, особенно после вступления Литвы в Европейский союз, миграция из республики приобрела массовый характер: если в 2004 году население насчитывало более 3 млн человек, то к 2020 году Литва пришла с отметкой в 2,7 млн человек.

Проблема потери населения особенно остро встала в 2016 году, когда Великобритания приняла решение выйти из Европейского союза.

Согласно литовскому законодательству, нельзя быть одновременно гражданином Литвы и другой страны, а в Соединенном Королевстве проживает одна из крупнейших литовских диаспор (около 300 тысяч человек), и после выхода страны из Евросоюза литовцы могут отказаться от гражданства республики, чтобы сохранить свои права там, где они живут.

Кроме того, в будущем Литва может потерять и десятки тысяч граждан, которые вместо литовского могут предпочесть гражданство других стран – например, Ирландии, Испании и Германии, в которых также проживает немало литовцев.

Казалось бы, решение проблемы найдено – узаконить институт двойного гражданства. В соответствии с предлагаемым в 2019 году нововведением, гражданство Литвы смогли бы получить или восстановить те, кто выехал из страны после 11 марта 1990 года и получил гражданство любой страны-члена Евросоюза или НАТО.

12 мая референдум о введении двойного гражданства в Литве состоялся, однако голосов "за" не хватило. Почему так произошло?

Недостаточная информированность

Представители Всемирной литовской общины (ВЛО) до проведения референдума неоднократно поднимали вопрос о недостаточной информированности общественности. По их словам, люди не понимали, что поменяется после узаконивания института. Кроме того, их смущали формулировки.

"Времени до 12 мая остается все меньше. Всем в Литве сейчас нужно сплотиться, всем властям, всем партийным лидерам и даже представителям церкви и призывать соотечественников объединяться и решать вопрос о сохранении гражданства", – сообщала глава правления общины Даля Хенке.

Дело в том, что, согласно литовским правилам, агитировать за референдум могут только его инициаторы, то есть в данном случае – Сейм. Соответственно, община лишилась права концентрировать финансы и другой потенциал для проведения референдума.

Не помогли повысить информированность граждан выделенные на пиар-кампанию 230 тысяч евро. Всю важную информацию о проведении референдума начали рассылать через литовские диппредставительства, правительство и министерства, но безуспешно.

Черные списки

Правительство Литвы разработало специальный перечень стран, с которыми литовцы смогли бы иметь двойное гражданство, если референдум прошел успешно. LRT сообщал, что в него вошли государства, которые соответствуют "критериям евроатлантической интеграции".

Эти страны в основном участвуют в Соглашении о Европейском экономическом пространстве, являются членами НАТО, а также участниками Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

Также был подготовлен и "черный список", в который вошли государства, состоящие в политических, военных, экономических, государственных союзах или союзах, созданных на основе бывшего СССР. Это Армения, Азербайджан, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Россия, Таджикистан, Узбекистан, Туркменистан.

Историк, политолог, профессор Шарунас Лякис указывал, что подобное ограничение права на двойное гражданство рамками Европейского союза и Североатлантического альянса может привести к судебным искам:

"Иски о дискриминации могут дойти до Конституционного или Страсбургского суда, и Литве придется платить стотысячные  штрафы, потому что они будут ссылаться на референдум".

Кроме того, Литва могла лишиться части граждан, которые живут в странах из "черного списка". Так, например, по данным ФМС России на 2014 году, в стране проживало более 42 тысяч граждан Литвы.

Что дальше?

Амбициозный план литовских властей по сохранению численности населения провалился. Другие планы, разработанные правительством, пока не работают. Литва теряет своих граждан, и, скорее всего, жителям придется участвовать в референдумах снова и снова.

По крайней мере, об этом говорил министр иностранных дел Литвы Линас Линкявичюс. В частности, он заявлял, что стране необходим "план Б" на случай, если в референдуме о двойном гражданстве не удастся заручиться поддержкой населения.

Вероятнее всего, литовцы должны будут голосовать еще раз, поскольку, как отметил министр, "другого пути нет":

"План Б" – это "план  А". <…> Я говорю "план А", потому что он по-разному был истолкован много раз, и были предприняты попытки изменить законы, поэтому не стоит вводить людей в еще большее заблуждение, все же стоит это решать с помощью референдума. Можно это сделать и еще раз, если понадобится, потому как другого пути все равно нет".

Другой, более мягкий вариант предлагали представители Всемирной общины литовцев. Глава организации Даля Хенке в ноябре 2019 года подняла вопрос о возможности расширить отдельные случаи, допускающие возможности двойного гражданства, без проведения референдума.

Член Сейма, консерватор Жигимантас Павиленис между тем предложил не распыляться, а готовиться к новому референдуму.

"Мы пробовали решать вопрос гражданства в Сейме, и в третий раз Конституционный суд заявил очень четко – нет. Хотя я был энтузиастом расширения гражданства без референдума и не хотел референдум, но сейчас на своем опыте предлагаю в четвертый раз в ту же реку не лезть, просто будет безрезультатно", – отмечал политик.

В погоне за цифрой литовские политики забывают о реальных нерешенных проблемах, которые и толкают людей на поиски лучшей жизни за пределами границ республики: безработица, низкая оплата труда, высокий уровень неравенства доходов и так далее. Решив эти проблемы, скорее всего, никакой референдум Литве бы не понадобился.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме