По случаю Дня дипломатического работника посол России в Литве Александр Удальцов дал интервью РИА Новости.
Об отношениях России и Литвы
Удальцов считает, что никаких позитивных подвижек в двусторонних отношениях с Литвой в 2019 году не произошло, несмотря на то, что были, по его словам, определенные надежды на изменения в связи с президентскими выборами.
"Но, к сожалению, практика показала, что новое руководство этой страны пошло по пути, проторенному предшественницей – Далей Грибаускайте. Антироссийская линия не ослабилась, а даже в чем-то активизировалась, что мы с сожалением констатируем", – охарактеризовал ситуацию Удальцов.
У России и Литвы не работают межгосударственные форматы общения, не развивается договорно-правовая база. Удальцов отмечает, что российская сторона не фиксирует никакого позитива, однако готова к взаимодействию и будет ждать, когда Литва настроится на движение вперед.
О торговле
Несмотря на официальную линию Вильнюса на сворачивание всех контактов с Россией, торговые отношения между странами развиваются сами по себе, сообщил Удальцов:
"Мы остаемся до сих пор первым торговым партнером Литвы. В последние годы товарооборот увеличивался. В позапрошлом году увеличился на 40%. В 2019 году он снизился на 14%, по итогам года он достиг почти 4 миллиардов долларов. В общем, немало, но в 2011 году товарооборот, для сравнения, составлял 7 миллиардов долларов".
Прошлогоднее сокращение было связано с уменьшением поставок российских минеральных продуктов – их доля в экспорте на литовском направлении составляет около 70%. Удальцов отметил, что среди российских энергоресурсов, которые поставлялись в Литву, ключевое место по-прежнему занимает природный газ. При этом 13% из него занял сжиженный природный газ (СПГ).
О российском СПГ
В отчете литовских спецслужб "Оценка угроз национальной безопасности 2020" говорится, в том числе, о поставках СПГ российской компанией "Новатэк". По мнению авторов доклада, через поставки Россия пытается установить доминирующую позицию на региональном газовом рынке.
По словам Александра Удальцова, дипмиссия обратила внимание на доклад, как и на последующее заявление министра энергетики республики Жигимантаса Вайчюнаса, который заверил, что объемы поставляемого "Новатэком" СПГ невелики, поэтому нет критического влияния на безопасность Литвы нет.
"Он (министр энергетики Литвы - прим. Baltnews) отметил, что за счет выбора поставщиков газа, в том числе "Новатэка", обеспечиваются конкурентные цены. Отмечу, что в прошлом году Россия стала крупнейшим поставщиком СПГ в Европу. При этом мы прилагаем большие усилия для того, чтобы увеличить производство СПГ в нашей стране. Тема российского СПГ, на мой взгляд, еще будет представлять значительный интерес для Литвы", – подчеркнул российский дипломат.
О навешивании "угрозы"
В докладе литовских спецслужб отмечается, что Россия является "самой большой угрозой безопасности Литвы и ее внешней политики". Сам по себе документ производит удручающее впечатление и напоминает историю болезни, считает дипломат Александр Удальцов:
"Из года в год его авторы с маниакальным упорством навешивают ярлык "угрозы национальной безопасности" на все, что связано и даже не связано с Россией или подразумевает ее".
При этом документ считается установочным, то есть с ним должны сверять свои действия не только госструктуры, но и общественные, неправительственные организации, в том числе и те, которые состоят из выходцев из других государств. При несоблюдении норм и правил в ход идет "воспитательная практика": запугивания, аресты, задержания и так далее.
О переписывании истории
В Литве часто обвиняют Россию в "переписывании истории". Соответствующее заявление ранее сделал президент республики Гитанас Науседа. Кроме того, литовский лидер считает, что соглашение между нацистской Германией и СССР привело "к последующей оккупации стран Балтии".
Попытки представителей ряда стран, в том числе и Литвы, манипулировать историческими фактами, фальсифицировать историю – в первую очередь, Второй мировой войны – российская сторона отмечает регулярно, заявил Александр Удальцов.
"Наша позиция известна и остается неизменной: в оценках причин ответственности за начало и итогов войны необходимо опираться на выводы и решения Нюрнбергского трибунала. Любые попытки подменить или размыть его заключения, оправдать или героизировать нацизм и его пособников, подсунуть извращенные трактовки аморальны и недопустимы", – подчеркнул дипломат.
Что касается широко распространенного в странах Балтии утверждения о "советской оккупации", оно противоречит общепринятому в тот период определению правового термина:
"В соответствии с международно-правовой доктриной середины XX века под оккупацией принималось приобретение государством никем не заселенной территории, которая ранее не принадлежала какому-либо государству, путем установления над ней эффективного контроля с намерением распространить на нее суверенитет. Вот так это понималось", – объяснил Удальцов.
"Кроме того, этот термин означал временное занятие в ходе вооруженного конфликта армией одного из государств территории другого. Поэтому для правовой оценки ситуации, которая сложилась в Прибалтике в 1930-х годах, термин "военная оккупация" не может быть использован, поскольку между СССР и прибалтийскими государствами не было состояния войны, не велось военных действий без объявления войны, а ввод войск осуществлялся с ясно выраженного согласия властей этих республик", – сказал российский посол.
Кроме того, в Латвии, Литве и Эстонии на протяжении их пребывания в составе СССР действовали национальные органы власти:
"Как известно, именно эти национальные органы власти республик в лице их Верховных Советов приняли в 1990 году решение, приведшее к их выходу из состава СССР. Все эти обстоятельства надо очень четко понимать", – резюмировал Удальцов.