Вильнюс чей? Белорусские националисты предъявляют претензии на литовскую столицу

Флаг с гербом Литвы на Кафедральной площади города Вильнюс
РИА Новости

Егор Иванов

Перезахоронение останков одного из лидеров польско-литовского восстания 1863 года Константина Калиновского в Вильнюсе вскрыло серьезную проблему – белорусские националисты несут угрозу суверенитету Литвы.

В Литве обращают внимание на опасность, исходящую от пронационалистически настроенных белорусов. Перезахоронение останков одного из лидеров польско-литовского восстания 1863 года Константина Калиновского в Вильнюсе вскрыло серьезную проблему – белорусские националисты с бело-красными флагами отличаются не только антироссийскими настроениями, но и несут угрозу суверенитету Литвы.

Торжественное перезахоронение найденных накануне останков Константина Калиновского состоялось 22 ноября. В церемонии участвовали президент Литвы и президент Польши, должностные лица из Белоруссии, но отличительной чертой мероприятий стали демонстрации десятков оппозиционных белорусов с бело-красно-белыми флагами.

Кастусь Калиновский
Кастусь Калиновский

Такой флаг имел статус государственного до 1995 года, сегодня он используется противниками нынешней власти и многочисленными оппозиционными белорусскими организациями за рубежом. В последние дни большинство из них отметилось протестами против переговоров о Союзном государстве и углубленной интеграции Республики Беларусь с Россией.

Опасный литвинизм

Проблема для Литвы заключается в том, что белорусские националисты ставят во главе угла своей идеологии Великое княжество Литовское (ВКЛ) со всеми его руководителями, считая эту могущественную державу протогосударством белорусов, а современную Белоруссию – продолжателем традиций ВКЛ.

В различных белорусских группах в социальных сетях, например, в сообществе "Литвины", в публичных высказываниях тех или иных деятелей слышны откровенные территориальные претензии в адрес Литовской Республики.

На это обратили внимание литовские патриотические организации. Правая партия "Союз литовских националистов и республиканцев" даже выпустила отдельное заявление по этому поводу.

"Похоже, что в Белоруссии литвинизм распространяет польский телеканал "Белса", который поддерживается за счет средств ЕС. Неолибералы в МИД Литвы и неолиберальные литовские историки, предлагая не обращать внимание на ненаучную теорию литвинизма, позволяют ему беспрепятственно распространяться, хотя сторонники этой теории поднимают вопрос о территориальных претензиях в адрес Литвы и считают литовскую столицу Вильнюс частью Белоруссии", – говорится в обращении, в котором стрелы критики направлены в адрес главы МИД Линаса Линкявичюса – последнего нарекли "агентом влияния Польши".

Мемориальная доска на месте казни Кастуся Калиновского и Зигмунта Сераковьского, Вильнюс
Мемориальная доска на месте казни Кастуся Калиновского и Зигмунта Сераковьского, Вильнюс

Геополитические игры Варшавы

С похожей точкой зрения выступил и публицист Римгаудас Дилюс, однако он копнул еще глубже. По его словам, угроза белорусского национализма и литвинизма реальна, но виновником происходящего он называет Польшу, преследующую свои геополитические цели – ослабить Россию, подчинить себе политические силы в регионе, осуществить попытку Юзефа Пилсудского создать проект конфедеративного государства "Междуморье", в роли лидера которого будет выступать Республика Польша.

Юзеф Пилсудский
Юзеф Пилсудский

"Создаваемые и через "Белсат ТВ" разные передачи – фильмы, разговоры историков и ученых в телевизионной студии на эту тему, – все это вкладывается в наиболее доступное информационное пространство – Интернет, YouTube. Большое количество этого контента, хорошее качество, уровень информационных каналов показывают, что под это заточены большие финансовые и человеческие ресурсы, что деятельность осуществляется очень целенаправленно. Происходящее точно нельзя назвать самодеятельностью. И это не финансируют, не поддерживают власти Белоруссии.

Еще один бросающийся в глаза факт – это то, что сегодняшняя белорусская оппозиция режима подхватила идею литвинизма. А литвинистские мнения тиражируются вместе, то есть дополняют друг друга. Оппозиция черпает силу и содержание в литвинизме, а литвинизм развивается, укрепляя оппозицию", – пишет Дилюс, говоря о том, что Литва должна серьезно задуматься о том, к чему приведет дружба с белорусскими антироссийскими националистами.

По его словам, перезахоронение останков Калиновского лишь спровоцировало волну упомянутого литвинизма.

Взгляд из Белоруссии

По мнению белорусского политолога Петра Петровского, перезахоронение останков Константина Калиновского носило идеологический характер, при этом он подчеркивает, что в реальности история руководителя восстания и его взгляды совершенно иные. Это идет вразрез с тем образом, который из него хотят сделать оппозиционные националисты, впрочем, как и официальные Вильнюс и Варшава.

"Сегодня литовское правительство решило с помпой перезахоронить останки радикального социалиста Константина Калиновского. Все это зрелище – иллюстрация исторической мифологизации всего действа.

Флаги, которые не существовали в момент жизни Калиновского. Изображение радикального социалиста как какого-то местечкового и саблезубого русофоба. Полное игнорирование достижений друзей и поплечников Калиновского: Врублевского в парижской коммуне, Трусова в коммунистической партии Маркса и Энгельса.

Чего стоит его фотография с Марксом и его дочкой. И этого не изучают в учебниках Литвы, Польши, России, да и Белоруссии. Чего здесь греха таить?

Да и мало кто знает, что решение героизировать Калиновского было принято чуть ли не товарищем Сталиным. Только вот ни красных знамен, ни портретов Сталина с Марксом почему-то не видно в Вильнюсе. Наоборот, создается ареал, который делает Калиновского чуть ли не христианским демократом. И это понятно. Литовским идеологам нужен Калиновский как символ "русофобии", что сейчас активно лепят из него в Варшаве и Вильнюсе", – пишет он на своей страничке в Facebook.

Напомним, что под литвинизмом подразумевается теория, что ВКЛ – это протогосударство белорусов, где главенствовали славянские традиции, официальным был старобелорусский язык, а великие князья и знать – люди с белорусскими корнями, исповедовавшие православие. Литва, исходя из этой теории, присвоила себе белорусскую историю и историческое название белорусского государства "Литва", хотя, на самом деле, имеет с ним мало общего. Литовские историки крайне противятся такой трактовке событий, считая ее антинаучной.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме