Новые возможности появляются у России благодаря доступу в арктических водах, пишет "ИноСМИ" со ссылкой на статью доктора исторических наук, замдиректора центра "Обсерво" Игоря Деланоэ во французском журнале Diplomatie.
"Сегодня Россия претендует на статус морской державы, как было отмечено в морской доктрине 2001 и 2015 года. Ознакомление с этим документом позволяет лучше понять региональные и отраслевые приоритеты, которые Россия связывает с мировыми морскими пространствами", – пишет Деланоэ.
Приоритетными с российской точки зрения считаются присутствие и деятельность в Антарктике, Арктике, Атлантике, Индийском океане, Каспийском море и Тихом океане. Каждому из этих регионов соответствуют свои экономические, политические и оборонные инициативы.
В атлантическом пространстве ним переплетаются взаимоотношения Москвы с евроатлантическим сообществом, в Арктике существует огромный энергетический потенциал.
"В доктрине отмечается, что это пространство определяет доступ России к Атлантике и Тихому океану. С точки зрения Москвы арктический и тихоокеанский театры вот уже несколько лет сливаются в единое целое с учетом растущей доступности судоходства по Северному морскому пути.
В Каспийском море в первую очередь подчеркивается энергетическая составляющая, а присутствие России в Индийском океане тесно связано с отношениями Москвы и Дели. Наконец, Антарктика становится для нее "окном" в южное полушарие в связи с присутствием там научных баз", – указывает автор Diplomatie.
Расширение морской деятельности
По словам Игоря Деланоэ, Россия осознает расширение роли моря в мировой экономике и торговле, поэтому в 1990-х годах началась разработка госполитики, которая обновляется с конца 2000-х годов и уже охватывает другие регионы мира, что показывает расширение планов России на морское пространство:
"Одни из этих документов охватывают очень широкие сферы (например, стратегия в Антарктике), а другие направлены на более практические цели (в частности стратегия морской деятельности и океанографическая программа "Мировой океан"). Кроме того, направленность некоторых программ тесно связана с экономическими задачами: Министерство экономического развития занимается "Мировым океаном", а новая "Стратегия развития судостроительной промышленности на период до 2035 года" прорабатывается под эгидой Министерства промышленности и торговли".
Для расширения морской деятельности необходимы наличие современной портовой инфраструктуры и торгового флота, развитые внутренние регионы страны для привлечения товаропотока и увеличения шансов на подключение к мировым морским торговым сетям. Поэтому Россией были построены новые порты.
"Российские порты распределены по четырем неравно развитым регионам: Прибалтика (Финский залив, Калининград), Черное и Азовское моря, Дальний Восток и Арктика (от Баренцева моря до Берингова пролива). Сюда также следует добавить Каспийское море, которое связано с черноморским бассейном благодаря Волго-Донскому каналу", – указывает Деланоэ.
Самым динамичным регионом эксперт считает Черное и Азовское моря (269 млн тонн грузов или 34,1%), затем идут балтийский регион (247 миллионов тонн или 31,3%), дальневосточный (191 миллион тонн или 24,2%) и арктический (74 миллиона тонн или 9,4%).
Необходимо развивать
На дальневосточном и арктическом побережье, по мнению Игоря Деланоэ, все обстоит иначе. Для развития этих регионов Россия делает ставку на крупные энергетические проекты и связывающий их Северный морской путь.
"Стремящаяся сохранить суверенитет в Арктике Россия не только занялась обновлением флотилии ледоколов, но и намеревается возобновить деятельность закрытых после 1991 года советских баз, а также создать новые вдоль северного побережья. В частности это касается баз на островах Котельный и Земля Александра, которые были открыты в 2014 и 2016 годах. Эта сеть баз (речь идет примерно о сотне объектов) должна позволить Москве остаться у руля в оборонной составляющей Северного морского пути, принимая при этом иностранные инвестиции и товаропотоки по арктическому маршруту", – указывает автор.
Значимой движущей силой остается энергетика. В 2017 году судостроительный комплекс "Звезда" (Роснефть и Газпром) в Приморье запустил производство танкеров. С июня 2017 года "Новатэк" начал строительство судостроительного завода на Кольском полуострове.
"В обоих случаях новая инфраструктура призвана привлечь рабочую силу и обеспечить занятость: 7,5 тысяч рабочих мест в "Звезде" и 6,5 тысяч в проекте "Новатэка", что не так уж мало для слабозаселенных регионов", – пишет Деланоэ.
В Крыму правительство России также делает ставку на судостроение и связанную с присутствием армии деятельность для развития этого региона.
"Таким образом, в отношениях России с океанами просматриваются оборонные, экономические (в том числе энергетические) и научные задачи. Все это объясняет желание Москвы обеспечить экономическое процветание, политическую стабильность и безопасность прибрежных территорий (они могут находиться в удаленных и даже изолированных зонах), сохранив при этом свое положение среди великих морских держав", – резюмирует Игорь Деланоэ.