29 марта 2019 года пресс-служба российского государственного концерна "Газпром" опубликовала сообщение о том, что принято окончательное решение о конфигурации промышленного газохимического кластера, строительство которого предполагается начать уже в следующем году в Ленинградской области.
Речь идет о существенном расширении проекта "Балтийский СПГ", о котором разговоры шли вот уже несколько лет. Предварительные договоренности у Газпрома были с англо-голландской компанией Royal Dutch Shell – одним из партнеров нашего газового концерна по СПГ-заводу "Сахалин-2", первом заводе по сжижению природного газа в России.
На Дальнем Востоке у компаний сложились достаточно доверительные деловые отношения, в 2018 году между ними был подписан меморандум о стратегическом партнерстве. Такой уровень сотрудничества, безусловно, выгоден российской компании по целому ряду причин.
"Всесоюзная ударная стройка"
Основная из них – отсутствие у России собственной технологии крупнотоннажного сжижения газа, ведь такая технология в советские времена не была востребована, все проблемы газификации огромной страны решались за счет магистральных и распределительных газопроводов.
Технология, которая используется на "Сахалин-2", – патентованная собственность Shell, поэтому эта компания была уверена, что в проекте "Балтийский СПГ" место ей просто гарантировано. Подробности переговоров посторонним наблюдателям неизвестны, но, судя по всему, "Газпром" изначально считал, что в Ленинградской области ограничиваться только СПГ-заводом он не будет, но масштабирование проекта не устраивало Shell.
Новым партнером "Газпрома" стала российская компания "РусГазДобыча", совместное предприятие "РусХимАльянс", которому предстоит стать оператором проекта, создано на паритетных началах. Единственный владелец компании "РусГазДобыча" – Артем Оболенский, генеральный директор СМП-Банка.
Присутствие в проекте столь серьезного финансиста случайным быть не может – наверняка есть договоренности о схеме финансирования, которое потребуется для реализации проекта. Предполагаемые объемы финансирования составляют порядка 700 млрд рублей – очень серьезный объем, но и проект таков, что в советские времена он обязательно стал бы "всесоюзной ударной стройкой".
"Газпром" намерен использовать газ Надым-Пур-Тазовского региона, который будет добываться с глубин от 2 до 5 километров, химическая особенность такого газа – большое процентное содержание этана. Этан – основное сырье для химической промышленности, именно из него производятся полиэтилен и пропилен, отправлять в топки электростанций такое богатство было бы неразумно.
Из чего состоит комплекс?
Поэтому первая составляющего будущего комплекса – газоперерабатывающий завод (ГПЗ) мощностью 45 млрд кубометров газа в год. На ГПЗ из "коктейля", который мы привыкли называть природным газом, будут извлекать не только этан, но еще и пропан с бутаном. Пропан и бутан – это составляющие автомобильного топлива, которое будет не только продаваться в России через сеть заправок "Газпрома", но и поставляться на экспорт.
Очищенный от этана, пропана и бутана газ будет передаваться на технологические линии по сжижению – СПГ-завод станет второй составляющей промышленного кластера. Проектная мощность СПГ-завода – 13 млн тонн в год, для чего потребуется порядка 25 млрд кубометров газа в обычном состоянии. Оставшиеся 20 млрд кубометров после переработки на ГПЗ, как сказано в сообщении пресс-службы "Газпрома", "будет поступать в газотранспортную систему концерна".
Между "Газпромом" и "РусГазДобычей" есть уже договоренность и о том, как будет использоваться получаемый на ГПЗ этан. На этой же площадке появится и третья составляющая промышленного кластера – газохимический комплекс, который будет выпускать 3 млн тонн полимеров в год.
Очевидно, что будет в кластере и четвертая составляющая, хоть об этом "вслух" ничего не сказано – предстоят серьезные работы по расширению порта, которому предстоит отправлять на экспорт и СПГ, и сжиженные углеродные газы (СУГ, автомобильное газовое топливо из пропана и бутана), и полимеры.
По планам "Газпрома" ввод в эксплуатацию первой очереди комплекса должен состояться уже в 2023 году, второй – до конца 2024 года. На пике строительства будет задействовано не менее 25 000 специалистов, причем это – без учета строителей, которые потребуются для возведения газохимического комплекса. После того, как кластер будет работать на полную проектную мощность, штат ГПЗ-завода и СПГ-заводов составит 5 000 человек – и это тоже без учета газохимического комплекса, без учета работников, которые потребуются для логистических операций в порту.
А что Прибалтика?
Имеют ли эти масштабные планы хоть какое-то отношение к прибалтийским республикам?
Что касается СПГ, то "Газпром" особо не скрывает – основная часть этой продукции будет производиться для поставок в Индию и в Пакистан. Автомобильное газовое топливо – да, при согласии по ценам какие-то объемы могут пойти на экспорт и в Прибалтику.
О полимерной продукции, пока не появится информации об ее ассортименте, сказать ничего нельзя. Значит, интерес, если и есть, то скорее академический?
Могло бы быть и так, если бы речь не шла о порте Усть-Луга, на территории которого и выделено 14 000 гектаров для будущего промышленного кластера. Усть-Луга – это административный центр Усть-Лужского сельского поселения в Кингисеппском районе Ленинградской области, население которого на декабрь 2017 года составляло 2 273 человека.
Население Усть-Лужского сельского поселения на ту же дату – 3 036 человек. Расстояние до райцентра, Кингисеппа – 50 км по автомобильной трассе, здесь живет 45 000 человек, до более крупного города, в котором живет более 60 тысяч человек, – 60 км.
Этот более крупный город называется Нарва, "самый русский город Эстонии" – русскоязычное население в нем составляет около 90%. И это – тот самый город, в котором в этом году по требованию Евросоюза закрывают несколько энергоблоков "Балтийской" и "Эстонской" ГРЭС.
Нарвское горе
Нарва – всё? Брюссель закрывает электростанции "в самом русском городе" Эстонии >>>
Станции старенькие, в советские времена построенные, работают на горючем сланце, и в их тепловых выбросах количество газа слишком сильно превышает жесткие экологические нормы Евросоюза. Закрытые энергоблоки – это уволенные с работы двести энергетиков, это предстоящие сокращения и в добывающих сланец подразделениях Eesti Energia.
Закрытые в этом году энергоблоки станут первыми, но не последними – время идет, стареют и пока работающие энергоблоки, построенные чуть позже. Растущая безработица в русскоязычном регионе Эстонии вполне может стать серьезной головной болью для этой страны.
Или не стать – в том случае, если компания-оператор будущего промышленного кластера примет решение вспомнить о российских соотечественниках, которые вполне могут "встать в строй" в том случае, если будут предложены устраивающие их условия. Конечно, пока не закончена предпроектная подготовка, судить об этом сложно, но тем не менее есть с чем сравнивать.
"Газпром" сейчас ведет строительство Амурского газоперерабатывающего завода в городе Свободном. Здесь все в полном порядке и с уровнем зарплат, и с условиями работы и проживания. И уже сейчас, пока завод только строится, "Газпром" решает кадровую проблему с его будущими сотрудниками – в вузах Хабаровска уже созданы соответствующие учебные курсы, на которые уже идет набор студентов.
Проект промышленного кластера в Усть-Луге, таким образом, может позволить Эстонии решить проблему растущей безработицы ее северо-восточного региона – русские соотечественники могут быть востребованы в России.
Правда, в таком случае может исчезнуть не только безработица, но и немалая часть населения, но для Эстонии это будет еще одним шагом по возврату в так идеализируемое досоветское прошлое – в 1920-е – 40-е годы плотность населения в этом регионе была приблизительно такой же, как в арктических районах Якутии в настоящее время. Ни людей, ни проблем – идеальная картина для депрессивной окраины Евросоюза.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.