Правительство Литвы одобрило вступление республики в МЭА, пишет Kurier.lt со ссылкой на BNS.
"Членство в МЭА станет важным международным признанием Литвы как прогрессивного энергетического государства. Это предоставит новые и широкие возможности перенимать опыт самых продвинутых государств и одновременно быть активным участником дискуссий и формирования политики на мировом уровне при решении вопросов, связанных с важнейшими вызовами в сферах энергетики, охране окружающей среды и изменений климата", – заявил Вайчюнас.
Правление МЭА единогласно утвердило вступление Литвы в организацию. Начало процедуры вступления планируется в конце этого года.
Ранее глава ведомства заявлял о том, что Литва соответствует главным условиям членства в организации: страна является членом Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в составе которой автономно действует МЭА, и обладает достаточными запасами нефтепродуктов.
Энергетические проблемы
Одним из ключевых направлений деятельности МЭА является поощрение диверсификации, эффективности и гибкости во всех энергетических отраслях. При этом Литва зависима от импорта энергии – в 2018 году по сравнению с 2017 годом показатель энергетической зависимости Литвы увеличился на 1,9% и достиг 74,7%. Этот результат сильно превышает среднее значение по Европейскому союзу, которое в 2017 году составило 55,1%.
Кроме того, в республике зафиксирован спад добычи нефти. В 2018 году объемы нефтедобычи Литвы упали до своего исторического минимума с 1992 года. Помимо этого, в Литве отмечается спад перевалки нефтепродуктов.
В Клайпеде, несмотря на общий рост, достигнутый за счет других сегментов грузов, в период за январь-февраль 2019-го грузооборот наливных грузов сократился на 19% – это на 376,5 тыс. тонн меньше, чем за аналогичный период в 2018 году.
По словам директора Клайпедского порта по маркетингу и общим вопросам Артураса Друнгиласа, сокращение наливных грузов в Клайпеде напрямую связано с Латвией и Белоруссией – основная часть нефтепродуктов в балтийских портах идет с белорусских Мозырского и Новополоцкого нефтепереребатывающих заводов, у белорусов есть возможность выбирать.
Однако и здесь есть риски в связи со сложными двусторонними отношениями Вильнюса и Минска, поэтому сейчас руководство Белоруссии рассматривает возможность переориентировать свои грузы на Латвию.
Отношения Вильнюса и Минска находятся в напряженном состоянии из-за категоричной позиции Литвы по строительству БелАЭС. Балтийская республика выражает недовольство строительством в Белоруссии атомной станции у литовской границы из-за ее "небезопасности". Вильнюс на законодательном уровне запретил импорт электроэнергии из стран, в которых действуют "опасные" АЭС, чтобы вырабатываемое на них электричество не попало на литовский рынок.
При этом ни для кого не секрет, что покупка электроэнергии Вильнюсом с этой станции была бы выгодна и Литве, и ее потребителям. Однако глава Министерства энергетики Литвы Жигимантас Вайчюнас отмечал, что Белоруссия и Россия, при сотрудничестве с которой Минск осуществляет строительство БелАЭС, могут найти способ обойти запрет и поставлять электроэнергию не только на свою территорию, но и в Латвию и Эстонию. На данный момент республики Прибалтики имеют возможность закупать электричество только через Литву, однако у них отсутствуют правовые и регуляционные инструменты для осуществления импорта.
Отметим, что в республике регулярно дорожает электроэнергия, а закупка электричества с БелАЭС помогла бы решить проблему дефицита энергии, а также снизить ее стоимость для потребителей.
В 2018 году в Москве проходила встреча комитета БРЭЛЛ, в который входят энергетические компании Белоруссии, России, Эстонии, Латвии и Литвы.
Тогда, по словам главного редактора журнала "Геоэнергетика.ru" Бориса Марцинкевича, представители балтийских республик попросили, чтобы после выхода из БРЭЛЛ можно было бы сохранить хотя бы часть государственных линий электропередач.
Ранее, в 2015 году, отвечающая за газотранспортные магистрали литовская компания продлила с российской компанией "Газпром" контракт на транзит в Калининградскую область. Договор был заключен на десять лет.
"Политики этого не увидели. Об этом "забыли" сообщить, что следующий транзитный договор подписан на десять лет вперед, до 2025 года. Тихо, спокойно, без шума. На попытки литовских политиков сказать, что здесь что-то не так, им объясняют, мы получаем деньги за транзит, имеем возможность поддерживать в нормальном состоянии распределительные сети, простите, вы нам денег даете? Нет, мы их зарабатываем, как можем", – заявил Марцинкевич.