Реализация проекта "Северный поток–2" является примером неуважения к единой политике Евросоюза, заявил министр иностранных дел Литвы Линас Линкявичюс в беседе с хорватским интернет-порталом Euractiv Croatia.
По его словам, в Евросоюзе достигнуты договоренности о приверженности единым принципам политики в энергетической сфере во избежание зависимости от поставок энергоносителей из одного источника.
Линкявичюс подчеркнул, что это "довольно простой принцип, который иногда не соблюдается и не применяется".
"Северный поток–2" является примером неуважения к нашей основной политике и последовательности", – добавил глава МИД Литвы.
Мнение
По мнению ведущего аналитика Фонда национальной энергетической безопасности Игоря Юшкова, главный принцип, которому должны быть привержены все страны Евросоюза, гласит о необходимости учитывать национальные интересы каждой страны-участницы.
"Политики Евросоюза и мнения внутри него не должны быть едиными. Политика ЕС предполагает, что есть несколько мнений, и идет дискуссия. Здесь никакого диктата со стороны одних стран другим не должно быть. Литва представляет всю эту историю так, что как она хочет, так должны хотеть все. Но это же не так. Они пытаются убедить европейскую общественность в том, что на самом деле все участники Евросоюза выступают против "Северного потока–2", и якобы на самом деле непонятно, зачем он строится", – отметил эксперт в беседе с порталом Baltnews.
"Но в проекте этого газопровода участвуют пять европейских компаний и множество государств, которые имеют более-менее суверенную политику и открыто выступают за этот проект, в частности Германия. [Канцлер Германии] Ангела Меркель неоднократно заявляла о необходимости строительства этого трубопровода, пусть и с оглядкой на Брюссель и Вашингтон, добавляя, что нельзя допустить обнуление украинского транзита газа", – напомнил Юшков.
Он отметил, что в Евросоюзе активно поддерживают российский газовый проект, поскольку он отражает интересы этих стран.
"Все деловые круги полностью поддерживают этот проект. Тут сложно представить какую-либо компанию, которая будет выступать против. В том числе и в Литве. Литовские власти пытаются всех убедить в том, что Евросоюз должен отказываться от российского газа, хотя сами литовские компании максимально делают закупки по трубопроводу из России, потому что он дешевле. Когда их законодательно обязали долю потребляемого газа брать через СПГ-терминал в Клайпеде, который экономически нерентабелен и никому не нужен, то компании были вынуждены подчиниться. Однако, когда недавно в России заработал СПГ-завод в Ленинградской области в Высоцке, все стали закупать сжиженный газ там, потому что он там дешевле. И литовские политики тут испугались: как же так, мы же строили терминал против России, а тут опять российский газ прошел", – подчеркнул аналитик.
По словам Юшкова, позиция Литвы не отражает реального отношения стран Европы к газопроводу, а попытка диктовать им свои условия противоречит европейской политике.
"По сути это попытка выдать желаемое за действительное. Никакого консенсуса против российского газа и "Северного потока–2" в Европе нет. Литва навязывает остальным странам Евросоюза свою точку зрения, и это неэтично. Это не отвечает духу Евросоюза. Если этот проект Литвы не касается, то почему она должна запрещать другим странам его реализовывать, которым он будет полезен?" – заявил Юшков.
По его мнению, "Литва делает очень эгоистичное заявление". "У них есть СПГ-терминал, у них есть газопровод из России. Вильнюс же не отказывается от российской трубы и продолжает большую часть газа от него. А почему, например, Германия не должна строить для себя прямой газопровод? Почему она должна зависеть от стран-транзитеров? Здесь у Литвы очень эгоистичная позиция, которая не отражает дух Евросоюза, согласно которому страны-участники должны учитывать интерес друг друга", – заключил эксперт.
Напомним, что литовская компания Aсhema, которая является крупнейшим производителем азотных удобрений в Балтии, вынуждена закупать для своего производства газ с СПГ-терминала в Клайпеде. Это привело к большим убыткам компании. Кроме того, она выплачивает основную часть сбора за содержание терминала, что не соответствует условиям конкуренции.