Судьба литовских педагогов
12 ноября 2018 года Профсоюз работников системы образования Литвы начал бессрочную забастовку учителей, которая продлилась до конца декабря 2018 года.
Руководитель Профсоюза Андрюс Навицкас рассказывал, что главные требования педагогов – отмена новой модели оплаты труда, уменьшение количества учеников в классах и повышение коэффициента постоянной части зарплаты до 20%.
Отметим, что новая модель оплаты труда, вступившая в силу в сентябре 2018 года, по словам премьера страны Саулюса Сквернялиса, привела к "достаточно солидному" росту зарплат педагогов. Однако сами учителя опровергали данное утверждение.
Результатом забастовки стала отставка министра образования Юргиты Петраускене. В Министерстве образования был проведен аудит в сфере государственных закупок, который выявил "много плохих вещей", рассказывал министр транспорта и коммуникаций республики Рокас Масюлис:
"Могу только подтвердить – учителя были правы в том, что в системе на самом деле есть много плохих вещей. Преобладают необъявленные закупки, протекции в отношении одного поставщика, поставщики за выигранные тендеры платили учреждениям "поддержкой", массово использовалась схема "покупаем услуги у своих работников", чьи прямые обязанности совпадают с предметом закупки".
Однако в литовском правительстве не смогли выполнить все требования учителей – пообещали постепенно улучшать их положение. Кардинально ситуация пока не изменилась. Литовский учитель истории Арнас рассказывал о том, что подсчитал, сколько стоит час его работы. Он признался, что до сих пор не может прийти в себя от получившейся цифры.
"Я проработал две недели в январе и получил зарплату. За январь (11 дней) – 66,85 евро "на руки". Никак не могу прийти в себя. Спрашиваю у бухгалтера, а сколько было бы за месяц, говорит – 133,70 евро "на руки". Даже смешно стало", – рассказывал Арнас.
Против несправедливости
В феврале 2019 года литовские профсоюзы возмутились тем, что генеральный комиссар полиции Линас Пернавас в рабочее время учит английский язык, передавал Sputnik Литва.
Пернавас тратил на образование шесть часов – с 8:30 до 14:20. По его словам, учеба работе не мешает. Также комиссар отметил, что успел выучить английский достаточно хорошо, на примерных тестах выполняет 80-90%.
Глава Конфедерации профсоюзов Литвы Инга Ругинене заявила, что за курсы иностранного языка, если они не нужны для выполнения рабочих обязанностей, должен платить сам обучающийся и ходить на них не в рабочее время. В Департаменте государственной службе заявили, что вопрос о целесообразности курсов решает работодатель, то есть государство.
Минимальная месячная зарплата
В 2018 году Конфедерация профсоюзов Литвы вместе со специалистами Центробанка и правительством республики решали вопрос о повышении минимальной месячной зарплаты (ММЗ).
"Индексация минимальной зарплаты – единственный механизм, через который государство может оказывать прямое влияние на рост заработной платы. Сейчас ММЗ гарантирует только определенный уровень бедности. Если работающий человек не имеет доходов из других источников, то минимальная зарплата не защищает его от риска бедности", – заявила руководитель Конфедерации профсоюзов Литвы Инга Ругинене.
"Поэтому хочется спросить у представителей правительства, когда власть хотя бы раз (впервые!) встанет на сторону более слабых и вместо того, чтобы искать аргументы, как "притянуть" формулу к 420 евро, продемонстрирует поддержку представителей тружеников?", – добавила она.
Отметим, что Профсоюзы настаивали на повышении ММЗ хотя бы на 50 евро.