В Литве врач больницы Клайпедского университета диагностировали у новорожденной девочки сильное опьянение, в ее крови содержалось около четырех промилле алкоголя, передавал портал LRT.
По словам медиков, к ним поступила 35-летняя пьяная беременная женщина. В ее крови было два промилле алкоголя, однако точное количество выпитого роженицей остается неизвестным. После родов выяснилось, что алкоголь содержится и в крови ребенка.
Реакция властей Литвы
Депутат Довиле Шакалене рассказала, что Служба по правам ребенка уже занялась данным инцидентом, а Генпрокуратура начала расследование. Касаемо юридического объяснения, по словам Шакалене, Литва ратифицировала Конвенцию прав детей, которая может применяться как закон:
"В ней сказано, что ребенок нуждается в особом присмотре и правовой защите как до, так и после рождения. Другой момент, в нашем новом законе о правах детей, в 4 статье сказано, что должны обеспечить здоровое развитие ребенка", – цитируют депутата ru.delfi.lt.
Однако работать с беременными женщинами, которые пьют и курят, Шакалене предлагает не с помощью репрессивных мер:
"Мы не можем отделить беременную женщину от плода. Это значит, что надо оказывать помощь: встречаться с женщиной, говорить с ней, инициировать помощь, если речь идет о зависимости. После вступления нового закона в силу появились мобильные команды, в их состав входят консультанты, работающие с зависимыми людьми. С помощью таких людей мы можем надеяться на то, что женщина решит лечиться".
Министр социальной защиты и труда Литвы Линас Кукурайтис считает, что необходимо повышать в обществе уровень превенции:
"Мы говорим о таких случаях, когда ведомства должны больше сотрудничать перед лицом возможной угрозы младенцу. Чему хотелось бы порадоваться, так существующему закону о правах ребенка, который вызвал немало дискуссий. Именно эта и другие ситуации показывают, что у нас много проблем в вопросе прав детей".
По словам министра, уже сейчас беременным женщинам помогают специалисты. Однако на вопрос, где были специалисты в данной конкретной ситуации, Кукурайтис заявил, что в похожем социальном окружении растут около 20 тысяч детей:
"Мы должны понять, какое это количество. В данном случае ни сама женщина, ни службы не знали, что она ждет ребенка. Наша система работает почти 9 месяцев. Раньше такого не было, не было возможности собрать специалистов для решения проблемы. Сейчас речь идет о компетентности, о доступности услуг, о мобильных командах, которые упоминала Довиле Шакалене, мы будем увеличивать их количество".
Депутат Шакалене добавила, что в данной ситуации у женщины уже есть ребенок подросткового возраста:
"Понятно, что нереально наблюдать за ней столько лет и следить, не забеременела ли она. Но ведь рядом жили люди, которые видели, что она пьет, было кому обратиться в службу. Службы сейчас могут оказать таким семьям реальную помощь".
Шакалене отметила, что общество склонно к защите семей от вмешательства служб, однако зависимость от алкоголя и курения являются болезнью, при которой у человека нет шанса на перемены:
"Если женщину насильно закрыть, применять репрессии, то и плоду будет плохо. Надо работать с человеком, информировать его. Я верю, что большая часть людей – сознательные", – резюмировала политик.