Страны Центральной и Восточной Европы были вынуждены присоединиться к Организации Варшавского договора, тогда как в НАТО и Европейский союз эти государства стремились по собственной воле, заявила заместитель генерального секретаря НАТО Роуз Гетемюллер.
"После десятилетий угнетения вы были полны решимости построить лучшее, более свободное, более процветающее будущее для своих граждан, и членство в НАТО и ЕС стало важной вехой на пути к этому светлому будущему", – сказала Гетемюллер во время встречи с представителями Венгрии, Польши, Словакии и Чехии.
Понятно, кто готовился нападать
Публицист, журналист Анатолий Вассерман в беседе с порталом Baltnews.lt отметил, что заявление заместителя генсека НАТО является очередным витком фальсификации истории, однако это не вызывает удивления:
"Это именно очередной виток фальсификации истории, чему, впрочем, удивляться не приходится, ибо ложное дело невозможно защищать только правдивыми доводами, обязательно будут и доводы ложные. Так что совершенно незачем удивляться тому, что мы то и дело слышим от Запада какие-нибудь злобные фальшивки".
По мнению Вассермана, такая ложь появляется в первую очередь из-за того, что все больше людей на Западе, в том числе и серьезные политики, интересуются, зачем нужен Североатлантический альянс:
"Все больше людей на Западе, причем не только рядовые граждане, чьими голосами можно пренебречь, но и довольно серьезные политики, спрашивают, а зачем именно эта самая НАТО нужна? Объяснить, зачем она нужна, ее функционеры, естественно, не могут".
Подобные заявления необходимы для того, чтобы поддержать миф о необходимости Североатлантического альянса, который никогда не был организацией оборонительной, отметил Вассерман, хотя в настоящее время многие говорят, что альянс был создан в качестве ответа на Организацию Варшавского договора:
"Только НАТО возникла в 1949 году, а Организация Варшавского договора в 1955 году. То есть понятно, кто готовился нападать, а кто – защищаться", – отметил политолог.
Вопрос о добровольном вступлении
Политолог Анатолий Вассерман отметил, что в советское время страны, которые решали войти в НАТО, делали это на добровольной основе. Были и такие государства, которые пошли иным путем:
"Вот, скажем, Югославия, очень сильно зависевшая от СССР во многих отношениях, хотя менее зависимая как, скажем, Польша или Румыния, но все-таки ощутимо зависящая, не захотела вступать в Организацию Варшавского договора. Наоборот, стала одним из основателей движения неприсоединения, то есть объединения стран, не входящих в какие бы то ни было военные и политические блоки. А вот сейчас в одном из осколков Югославии – Черногории – сознательно отказались проводить референдум о вступлении в НАТО, потому что решение народа на этом референдуме было совершенно предсказуемое. Большинство граждан Черногории проголосовали бы "против", это показывали все опросы общественного мнения. Тогда протащили Черногорию в НАТО решением парламента".
По мнению Вассермана, в Черногории сложилась политическая обстановка, схожая с ситуацией в Молдавии – страной руководит человек (Игорь Додон – прим. Baltnews.lt), который "цепляется за власть зубами и когтями, потому что выбор у него невелик" – либо контролировать парламент, либо – "отправляется в тюрьму":
"Так вот именно в силу того, что его собственных политических ресурсов уже не хватало для того, чтобы держаться во власти, он подался в НАТО в расчете на то, что, раз он единственный, кто может вынудить страну вступить в НАТО, значит, натовские политики вынуждены будут зажать нос и поддержать его. Этот расчет, к сожалению, вполне оправдался".
По словам Вассермана, подобных историй – вступление Черногории в НАТО – в истории довольно много:
"Не тем, кто выкручивал руки Черногории, рассуждать о добровольности вхождения в НАТО. Более того, если покопаться в истории вхождения других постсоветских стран, там найдется много подобных историй. Так что, говоря о принудительном вхождении в Организацию Варшавского договора и добровольном вхождении в НАТО, эти люди пытаются переложить со своей головы на здоровую", – резюмировал политолог.