В октябре был подписан договор с Venture Global Calcasieu – на 20 лет, начиная с 2020 года, с ежегодным объемом 2 млн тонн. В ноябре PGNiG добыла фактически два контракта с американцами из Cheniere Energy, которая владеет теперь уже двумя СПГ-заводами – Sabina Pass в Луизиане и Corpus Christi в Техасе. Контракты будут действовать с 2019 по 2042 года – серьезный срок, приличные объемы и условия поставок, по которым американская компания будет доставлять СПГ непосредственно на регазификационный терминал в польском Свиноуйсьце. Об этих контрактах Baltnews уже рассказывал.
19 декабря PGNiG подписала еще один контракт, на этот раз с Port Artur LNG – так называется СПГ-завод, который строит компания Sempra LNG&Midstream, прием в эксплуатацию которого ожидается в 2023 году. С 2023 года PGNiG будет получать по 2 млн тонн СПГ ежегодно в течение 20 лет, условия поставки – FOB, free on the board, то есть груз будет становиться собственностью покупателя после погрузки на борт судна.
Две стороны медали: с одной, PGNiG будет вынуждена самостоятельно фрахтовать танкеры-газовозы, с другой – иметь полное право поставлять СПГ туда, куда посчитает нужным. Как будет выглядеть газовый рынок Европы в 2023 году, какими будут котировки национальной газовой биржи Henry Hub, пока можно только гадать, хотя генеральный директор PGNiG Петр Возняк не устает повторять, что "Польша будет получать СПГ из США почти на 30% дешевле, чем трубопроводный газ из России".
Заявления подобного рода – элемент информационной войны, и не более того. Ни один эксперт-аналитик в конце 2018 года не способен предсказать уровень цен на рынках США и Европы в 2023 году.
При этом все аналитики газового рынка сходятся в оценке того, что ближайшее десятилетие основным драйвером роста спроса на СПГ будет оставаться рынок Азиатско-Тихоокеанского региона, причем половину роста обеспечат быстро растущие запросы Китая. Собственно говоря, в этом и кроется риск для реализации польско-американского контракта – ведь торговая война между США и Китаем пока и не думает прекращаться. Один из ее эпизодов – введение Китаем пошлины на ввоз СПГ, произведенного на территории США, после чего поставки этого товара практически прекратились.
В том случае, если ситуация не изменится, останется и риск того, что проект строительства СПГ-завода Port Artur LNG будет заморожен. Запланированная мощность этого завода, строящегося в округе Джефферсон штата Техас, – 11 млн тонн СПГ в год. То есть контракт с PGNiG составляет всего немногим более 18% от этого показателя. Если остальные объемы СПГ Sempra LNG&Midstream планировала поставлять на китайский рынок, нельзя исключать, что из-за политики, проводимой Дональдом Трампом, и ответных мер со стороны руководства Китая проект остановят до появления нового бизнес-плана. Таких примеров в истории строительства СПГ-заводов на территории США более, чем достаточно. Однако риски для польской компании только репутационные, авансовых платежей в адрес американской стороны контракт, насколько можно судить из открытых источников, не предусматривал.
Традиционная риторика американских и польских политиков по поводу того, что новый контракт станет началом суровой конкуренции на европейском газовом рынке американских производителей СПГ с трубопроводными поставками "Газпрома", как обычно, мало связаны с реальностью. Даже если представить, что правительство США примет политическое решение о субсидировании экспорта СПГ конкретно в Польшу, объем поставок будет ограничен техническими возможностями регазификационного терминала в Свиноуйсьце. Его максимальная мощность – 5 млрд кубометров газа в год. При этом PGNiG связана долгосрочным контрактом с Qatar Gaz, по которому польская компания обязана ежегодно забирать 1,5 млрд кубометров, чтобы не вступил в силу пункт договора "вези и/или плати". Следовательно все, что американские производители могут поставить в Польшу в виде СПГ – 3,5 млрд кубометров газа в год.
Объемы европейских поставок Газпрома в 2018 году выросли выше "юбилейного" показателя в 200 млрд кубометров, что больше гипотетических американских поставок в адрес PGNiG в 57 раз.
Нужно учесть и то, что к 2023 году, когда – возможно – начнет свою работу Port Artur LNG, будут полностью завершены работы по прокладке по территории ЕС магистрального газопровода "Северный поток–2" и второй нитки МГП "Турецкий поток".
На международном экономическом форуме в Вероне в октябре 2018 года руководитель компании "Газпром Экспорт" Елена Бурмистрова сообщила, что в адрес компании уже поступили заявки на дополнительные долгосрочные поставки в объеме 50 млрд кубометров в год, все слова об успешности экспансии американского СПГ на европейский рынок придется делить даже не на 57, а на 71. Впрочем, о вкусах, как известно, не спорят: если кому-то хочется называть это "серьезным вызовом российскому доминированию на европейском газовом рынке", он имеет право так и делать.
Конечно, этой простой логике можно пытаться возразить – далеко не во все страны ЕС проложены магистрали "Газпрома", американские производители СПГ могут поставлять свой товар в Испанию, Португалию, на остров Кипр, и вот тогда проценты будут совсем другими. Могут. Вот только в этом году испанская компания Gas Natural Fenosa уже стала получать СПГ по контракту с российской компанией "Ямал-СПГ" в объеме 2,5 млн тонн в год, срок контракта – 25 лет. И тут снова нет никакой политики, только бизнес.
Компания НОВАТЭК владеет не только заводом "Ямал-СПГ", но и собственным флотом танкеров-газовозов, то есть не только маршрут поставок короче, чем через Атлантический океан, но и никаких расходов на фрахт кораблей. Но это далеко не главное, намного важнее то, что НОВАТЭК является владельцем Салмановского газового месторождения, ресурсного источника для своего завода. Стоимость добычи и доставки газа на завод "Ямал СПГ" в четыре раза ниже цен на американской национальной газовой бирже Henry Hab – вот основная причина того, что НОВАТЭК способен предложить европейским потребителям газ на значительно более выгодных условиях, чем американские производители. Остается напомнить, что по планам НОВАТЭКа в 2023 году на Ямале должен начать работу еще один завод – "Арктик СПГ-2", что сделает перспективы американских "конкурентов" еще более туманными.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.