24 июня 1941 года немецкие войска вступили в Вильнюс и занялись еврейским населением: евреям приказали носить на рукаве повязки с буквой J и желтой окантовкой, запретили передвигаться по улицам и тротуарам в центре города. Чуть позже вышел указ, запрещающий евреям пользоваться общественным транспортом, посещать парки, совершать покупки на рынках до 11 часов утра, покупать квартиру, перевозить или переносить на другое место свое домашнее имущество.
На сайте "Заметки по еврейской истории" отмечается, что первые расстрелы евреев начались уже сразу 24 июня. Тогда вместе с советскими военными были убиты несколько десятков человек, тела лежали на земле, убирать их не разрешали.
В конце июня [по другой информации, в начале июля – прим. Baltnews.lt] после прибытия в город айнзатцгруппы было уничтожено около 30 тысяч евреев. Участвовали в уничтожении литовская полиция и местные активисты. Отметим, что активисты за каждого пойманного мужчину-еврея получали по 10 рублей.
6 августа немецкие власти под угрозой смерти руководителей еврейской общины потребовали выплатить им контрибуцию в размере 5 миллионов рублей за 24 часа. После немцы продлили срок выплаты на несколько дней. Евреи передали им полтора миллиона рублей и 16,5 кг золота.
31 августа началось формирование Вильнюсского гетто после организации акции "Большая провокация".
"Началась в воскресенье, 31 августа, в 14:00 и продолжалась до полудня понедельника. Всю ночь литовские "активисты" выгоняли на улицу, избивая прикладами и не позволяя брать с собой ничего из вещей, жителей улиц Стеклянной, Ятковой, Гаона, Еврейской, части Немецкой улицы, Страшуна, Шавельской, Госпитальной, а также Лидской аллеи и Николаевского и Доминиканского переулков. Выгоняли всех – стариков, больных, детей, женщин с грудными малышами на руках. Квартиры оставались открытыми на расхищение желающим: "активисты" и горожане расхватывали все. Часть взятых людей погнали в тюрьму, других отправили прямо в Понары", – пишет автор книги "Я должна рассказать" Мария Рольникайте.
При этом на начало сентября – в период с 1 по 4 число – пришелся массовый расстрел в Понарах. Причина убийства – ранение немецкого солдата евреями. Тогда было расстреляно более 3 700 человек.
Из воспоминаний Германа Крука "Первые сообщения из Понар"
"Трясущимися руками я записываю эти слова… Они звучат, словно эхо из другого мира. Между тем в них ровно то, что в них есть. То, что я здесь записал, – самый настоящий вопль из могилы. Люди, которых мы услышим, действительно выбрались из могилы после экзекуции и добрались до еврейского госпиталя в Вильно. С помощью собственных усилий и друзей я получил доступ к двум из шести, поступивших из Понар.
11-летняя девочка Юдифь Трояк. Она перенесла операцию, и я нашел ее перепуганной и слабой на больничной койке. Что рассказала Юдифь Трояк? Из всей ее семьи – мать, отец, три мальчика и две девочки – в живых остались только она и ее отец, работающий на болоте в Реше. Как это получилось?
В воскресенье, 1 сентября, были беспорядки: в чем они заключались, она не знает, знает только, что люди говорили о событиях на Глезеровой улице. На следующий день, как она слышала, большое число людей было схвачено недалеко от их дома. Все собрались в квартире у соседей, куда стекались новости и события. Около 8 утра вдруг появились литовцы и приказали одеться и спуститься во двор. Там их построили в ряд. Дворник забрал у каждого ключи от квартир, и они отвезли нас в тюрьму. Мы пробыли в тюрьме с понедельника по вторник. Во вторник утром вывели нас всех в тюремный двор, и мы были уверены, что сейчас нас отпустят. Но последовал приказ оставить все наше имущество на земле и садиться в приготовленные грузовики.
Первыми, по словам ребенка, уводили мужчин. Занимались всем этим только литовцы. Целый день они слышали выстрелы. Многие ссорились, кричали. Только в пять часов дня они забрали первую десятку из нашей группы. Идти было не более пяти минут. Они завязали нам глаза и поставили в ряд у края ямы. Когда я спросил ее, как же она могла видеть, что это край ямы, если у нее были завязаны глаза, он ответила с хитрецой: "Я поправила тряпку так, чтобы видеть… В яме было множество мертвых тел, целая гора!".
Формирование гетто
В сентябре 1941 года около 40 тысяч евреев – жителей Вильнюса и пригорода – были согнаны в гетто, "большое" и "малое". В большом гетто было около 30 тысяч евреев, малое ликвидировали в октябре того же года, там было около 10 тысяч евреев. До 1943 года периодически проводились акции, в ходе которых немцы уничтожали жителей.
В январе 1942 года в гетто зародилось движение сопротивления, была создана группа "Объединенная партизанская организация". Ее возглавили Ицхак Виттенберг, Иосиф Глазман, Абба Ковнер. Главные цели организации – дестабилизация ситуации в гетто, сопротивление немцам и коллаборационистам, присоединение к партизанам Красной Армии. Целей достигнуть не удалось, однако удалось организовать побег некоторой части евреев.
Отметим, что узников лагеря заставляли самостоятельно выбирать, кого нужно уничтожить. Так, между 13 и 16 июля 1942 года немецкие власти запросили список из 500 человек, которых предстояло уничтожить. В то время представителем гетто был Якоб Генс, которому удалось в итоге заменить выдачу детей на людей старшего возраста, немощных и больных.
В 1943 году немцы начали вывозить трудоспособное население гетто в рабочие лагеря Эстонии и Латвии. Остальные были ликвидированы.