Поражение Германии в Первой мировой войне не позволило реализовать ей свои планы на Прибалтику. Со временем, оправившись от последствий войны, Германия начала вести активную борьбу с СССР за влияние над этой территорией. Согласно секретным протоколам в заключенном 23 августа 1939 года пакте Молотова–Риббентропа, Литва, Латвия и Эстония отошли в сферу советских интересов.
Договоренности между СССР и Германией о разделе сфер государственных интересов в соответствии с пактом позволили ряду историков полагать, что присоединение Литвы, Латвии и Эстонии к Советскому Союзу задолго до этого входило в планы Сталина.
"Очевидно, что Сталин рассчитывал на то, что советская система будет расширяться – в то время он был приверженцем идеи мировой революции. При этом в секретных приложениях пакта говорилось не о присоединении, а о том, что Эстония и Латвия относятся к сфере государственных интересов Советского Союза", – отметил в разговоре с Baltnews.lt главный научный сотрудник Института всеобщей истории РАН, профессор РГГУ Александр Шубин.
По словам историка, ситуация изменилась, когда капитулировала Франция – это нарушило баланс сил в Европе и позволило Сталину действовать с "развязанными руками". По мнению Шубина, действия Сталина были, скорее, ситуативными.
Однако незадолго до капитуляции Франции СССР предъявил трем республикам ультиматумы – советские власти обвинили правительства прибалтийских стран в нарушении договоров о взаимной помощи, заключенных в 1939 году и потребовали создать новые правительства, которые были бы способны эти договоры выполнять. Это произошло 14 и 16 июня.
"Опасения, что со стороны Прибалтики может быть нанесен удар по советской территории, были и раньше. В условиях обострившейся обстановки Сталин, видимо, понял, что столкновение с Германией неминуемо и решил, как он считал, окончательно устранить возможность для немцев использовать территорию Прибалтики в качестве плацдарма для нападения на СССР", – объяснил Шубин.
В результате во всех трех республиках были введены советские военные контингенты, новые правительства сняли запреты на деятельность коммунистических партий и проведение демонстраций и назначили внеочередные парламентские выборы. Ряд историков не считают, что наличие выборов опровергает факт насильственного присоединения Прибалтики.
По мнению Шубина, нельзя отрицать, что значительная часть общества действительно поддержала вхождение в состав СССР.
"Люди поверили, что присоединение к Советскому Союзу – это лучший вариант в условиях угрозы войны", – заключил историк.