Эти высказывания обозначили старт открытой фазы конфликта, который начался с первых минут прихода к власти аграриев в 2016 году, пишет Владимир Матвеев для Sputnik Литва.
Сударь, к барьеру!
Маски сброшены. Забрала опущены. Война "до победного конца" объявлена. Главные игроки на политической арене Литвы обменялись первыми серьезными ударами.
Президент Даля Грибаускайте заявила, что нахождение в Сейме самого крупного землевладельца Литвы Рамунаса Карбаускиса противоречит Конституции. На что тот ответил, что глава государства страшится начатого в парламенте расследования о связях бизнеса с политиками, в котором замешана и сама Грибаускайте. Этот страх и заставляет президента делать подобные безосновательные заявления.
"Там речь не обо мне, а речь о вероятных связях политиков и бизнеса. <…> Если Сейм решит расследовать дальше, то, разумеется, у Сейма есть такое право. Но тогда нужно проверять всех политиков, которые в Сейме и которые напрямую представляют бизнес", – оправдывалась Грибаускайте.
Так что, по мнению президента, надо бы расследовать не только связи концерна MG Baltic c любимыми ею либералами, но и связи аграриев с подконтрольной Рамунасу Карбаускису компанией Agrokoncernas.
"У меня нет бизнеса, а у Карбаускиса есть. <…> Он представитель бизнеса, и его пребывание в Сейме вообще вызывает вопросы относительно его конституционности и соответствия Конституции ", – заявила глава литовского государства.
Президент открытым текстом обвинила лидера главной правящей партии Литвы в нарушении Конституции. А это пострашнее, чем какие-то там связи каких-то там политиков и бизнесменов с пророссийскими компаниями. За это и импичмент схлопотать можно. Рамунас, вспомни судьбу Паксаса. Был бы человек, а статья для него всегда найдется.
Осадок останется
В заявлении Грибаускайте два ключевых слова – "нарушение" и "Конституция". Читай — "совершено преступление". А то, что главный закон вполне позволяет представителям бизнеса быть в политике, президент постаралась не упоминать. Видимо, плохо изучила Конституцию Литвы в отличие от Устава КПСС.
"Меня удивило, что президент начинает по-новому трактовать Конституцию Литвы… Я впервые слышу, что человек, у которого есть акции, не может быть членом Сейма", – цитирует Карбаускиса издание "Обзор".
А что на это скажет Дональд Трамп?
Яркий пример вхождения бизнесменов в политику – любимец Дали Грибаускайте, президент США Дональд Трамп. Один из крупнейших бизнесменов Америки сидит в президентском кресле. Выиграв выборы, он по закону передал свои компании и активы в управление трастовым фондам. Тем самым на время срока президентских полномочий устранился от ведения собственного бизнеса.
То же самое сделал и Рамунас Карбаускис, когда руководимая им партия СКЗЛ одержала сокрушительную победу на парламентских выборах осенью 2016 года. Он отошел от управления компанией Agrokoncernas и сегодня никоим образом не участвует в управлении фирмой. Так что любые инсинуации политических оппонентов на этот счет безосновательны.
Следствие ведут знатоки
А вот расследование, которое проводит Комитет по национальной безопасности и обороне Литвы (КНБО), как раз и страшит политическую элиту под предводительством Дали Грибаускайте и Витаутаса Ландсбергиса. Покопавшись в архивах президентской администрации, Сейма, правительства, Генпрокуратуры и судов, можно много интересного найти о связях бизнеса и тех, кто руководил Литвой все 27 лет новейшей истории независимого государства.
"Теперь отчаянно пытаются остановить аграриев, чтобы расследование не продолжалось, чтобы никто не задавал вопросов о ее (Грибаускайте – Sputnik) письмах. В этом и причина, по которой весь этот абсурд озвучивается", – сказал Карбаускис в ответ на обвинения Грибаускайте.
Пока что, судя по первым результатам расследования КНБО, члены комиссии вырыли яму под "Движением либералов" Литвы. Но в эту яму вот-вот начнут валиться и "главные патриоты" – консерваторы со своим идейным лидером Витаутасом Ландсбергисом.
За четверть века, которые они, попеременно с социал-демократами, стояли у руля власти Литвы, много занимательного произошло в закулисье, невидимом простому обывателю. А ему, избирателю, очень интересно было бы узнать, на какие средства строят особняки у моря и в центре Вильнюса неподкупные политики. Почему, к примеру, для Дали Грибаускайте строится дом за "смешные" 54 тысячи евро, в то время как на рынке подобные услуги стоят как минимум в два раза дороже?
"Я понимаю, что президенту сейчас хочется меня заглушить каким угодно способом, но сделать это не удастся", – заявил Рамунас Карбаускис.
Тем самым глава СКЗЛ дал понять своим избирателям – рядовым жителям Литвы, что в ближайшее время и вплоть до выборного марафона весной 2019 года расскажет немало любопытного из закулисной жизни литовского паноптикума, с которым Карбаускис знаком с первых дней независимости. Он ведь был депутатом одного из первых созывов Сейма в 1996 году. И многое знает.
Так что запасайтесь попкорном. Будет интересно. The show must go on!
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.