Чего не хватает НАТО для "счастья" в Прибалтике? Только вступления в альянс Швеции

Военные учения НАТО Trident Juncture18

Матеуш Пискорский

Балтийский регион может стать зоной новой волны милитаризации. Шведский парламент поддержал возможность вступления страны в НАТО. Ранее похожее решение приняла Финляндия. Все это нарушает стабильность и наносит удар безопасности всех стран региона.

Королевство Швеция не участвовало в вооруженных конфликтах с 1814 года, придерживаясь принципа нейтралитета даже во время мировых конфликтов, а потом соперничества вражеских блоков времен холодной войны.

В последние десятилетия этому способствовало доминирование социал-демократических политиков в шведской партийной системе. Несмотря на заявления отдельных политиков этой скандинавской страны, никто не собирался этого менять. Вплоть до 2020 года.

"Швеция, как и Финляндия, должна ясно указать на вариант вступления в НАТО в своей политике безопасности. Это означает, что Швеция сохраняет возможность подать заявку на членство в НАТО" – написано в проекте совместного заявления парламентских комитетов по внешней политике и обороне.

Рассмотрение возможности вступления в НАТО поддержали все правые и центристские силы в Риксдаге, в то время как правящая коалиция социал-демократов и зеленых выступила против.

Министр иностранных дел Анн Линде подчеркнула, что вступление в НАТО без согласования с большинством может привести к кризису безопасности в регионе. 

За последние годы Швеция постепенно меняла свое отношение к альянсу, соглашаясь на тесное сотрудничество с военными и политическими структурами НАТО, но оставаясь формально вне этой организации. Шведский нейтралитет в последние годы стал чисто формальным, прежде всего в связи с участием ВС Швеции в военных учениях альянса.

Тем не менее формальное вступление в любой политико-оборонный блок представлялось нереальным. Против ангажирования страны в соперничество между современными блоками и сверхдержавами также выступало подавляющие большинство шведов; социологический опрос 2018 года показал, что лишь 31% населения положительно относится к НАТО.

Однако все начало меняться еще с момента последнего прихода к власти консерваторов и центристов. Премьер министр Карл Бильдт поддержал польскую инициативу программы "Восточного партнерства" в 2008 году.

С самого начала всем было понятно, что весь проект создан для того, чтобы вытеснять Россию с постсоветского пространства.

"Партнерство" особенно сильно продвигали именно шведы. Стокгольм последовательно требовал выделения больших средств ЕС на распространение влияния в бывших республиках СССР, требуя использования данной поддержки в первую очередь на финансирование разного рода проектов "строительства гражданского общества", что можно перевести как поддержку оппозиционных и протестных движений.

Шведы совместно с поляками по сути готовились к созданию инфраструктуры, способной дестабилизировать обстановку в Восточной Европе.

В силу отсутствия заинтересованности других, более влиятельных стран ЕС "Восточное партнерство" осталось на уровне маргинального, не очень эффективного проекта. Однако энтузиазм Швеции к этой идее говорит достаточно много о тенденции, доминирующей среди шведского политического класса.

Говоря про этот политический класс, стоит отметить, что особенно удивляет сближение "антисистемных" "Шведских демократов" с системными правыми. Все это очередное доказательство того, как ошибались те политики и публицисты в России, которые предлагали сотрудничество с европейскими ультраправыми, считая их более прагматичными и рационально мыслящими, чем остальные силы европейского истеблишмента.

Да, крайне правые говорят про защиту традиционных ценностей, которые близкие российскому пониманию прав человека. Они выступают против иммиграции, подчеркивая опасность мультикультурализма. Однако "Шведские демократы" идентифицируют себя с коллективным Западом и его интересами.

Правда, шведские правые поддержали вступление в НАТО условно, ссылаясь на необходимость параллельного вступления в альянс соседней Финляндии, а также подчеркивая, что окончательное решение должно быть принято по итогам общенационального референдума.

Тем не менее они поддерживают увеличение оборонного бюджета до 2% ВВП, как это требует от своих союзников Вашингтон.

Стремление шведских парламентариев в НАТО вызвало энтузиазм среди политиков стран восточного побережья Балтийского моря. Несомненно, расширение альянса может сделать Балтику почти внутренним бассейном США. Страны Балтии могут тогда почувствовать себя более уверенно, ужесточая свою антироссийскую политику.

Но все это одновременно приведет к внутренней конкуренции за лидерство на так называемом восточном фланге альянса. Не факт, что это лидерство останется у Польши, ведь шведы способны убедить Вашингтон, что именно они самый надежный союзник США в регионе.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме