Президент Польши Анджей Дуда подписал обновленную Стратегию национальной безопасности. На основании этого документа Варшава станет выстраивать свою политику также в сфере региональной безопасности, и ее последствия отразятся в том числе и на странах Балтии.
Стратегия включает в себя четыре "столпа" (польск. Filar). Такое название, видимо, выбрано по аналогии со "столпами европейской безопасности", которые, согласно документу, Польша призвана защищать. Ключевые отличия новой Стратегии от предыдущей – прямое объявление Российской Федерации "угрозой" и выраженная ориентация на сотрудничество с США.
"Российская угроза"
"Наиболее серьезной угрозой является неоимперская политика властей Российской Федерации, также осуществляемая с использованием военной силы. Агрессией в отношении Грузии, незаконной аннексией Крыма и действиями на востоке Украины они нарушили основные принципы международного права и подорвали столпы европейской системы безопасности", – говорится в документе.
Стоит отметить, что предыдущая Стратегия была принята в 2014 году после крымских событий, и, разумеется, в ней учитывались их последствия для безопасности Балтийского региона. В частности, было прописано, что Россия стремится якобы вернуть себе статус мировой державы, в том числе за счет конфронтационных действий в регионе. При этом главной угрозой эта страна тогда еще не называлась. Теперь же все иначе.
По мнению авторов документа, РФ активно развивает наступательный потенциал, создавая зоны ограничения и воспрещения доступа и маневра (A2/AD) в Прибалтике и Калининградской области и проводя учения по сценариям конфликта со странами Североатлантического альянса с возможностью применения ядерного оружия.
Стратегия также указывает на "агрессивные" гибридные действия, проводимые Россией, якобы рассчитанные на дестабилизацию НАТО и ее союзных стран, дезинформацию и кибератаки.
"Российская Федерация продолжит свою политику подрыва нынешнего международного порядка, основанного на международном праве, с целью восстановления своей позиции власти и зон влияния", – говорится в Стратегии.
Доминирование на плечах США
В этой ситуации новая Стратегия предписывает Польше как можно глубже встраиваться в структуры НАТО и Евросоюза, а также укреплять сотрудничество с равными государствами в двустороннем формате.
Последнее, по мнению авторов документа, должно привести к укреплению позиции Польши как важного элемента системы международной безопасности. Речь идет прежде всего о сотрудничестве с Соединенными Штатами.
"Развивать стратегическое сотрудничество с Соединенными Штатами Америки, особенно в областях безопасности и обороны (в том числе в форме постоянного присутствия вооруженных сил США)", – прямо гласит п. 2.1 Столпа II.
Кстати, не менее интересен п. 2.3, который обязывает польское правительство "принять меры по укреплению независимости, суверенитета и территориальной целостности Украины, Грузии и Республики Молдова, в том числе поддержать их стремления к достижению своих устремлений".
Конечно, с точки зрения теории безопасности понятие "национальная безопасность государства" предполагает необходимость распознавать имеющиеся в международной среде потенциальные угрозы и своевременно принимать необходимые меры для их нейтрализации.
Но действительно ли авторы новой польской Стратегии исходили только лишь из побуждений защиты своей страны?
"Учитывая сложные отношения между США и "странами-основателями" НАТО, Польша хотела бы перехватить инициативу и стать новым центром взаимодействия Вашингтона с Североатлантическим альянсом. Тем более Польша возглавляет восточный фланг – это страны Балтии. Также она готова шефствовать над Украиной и Грузией, а это те государства, которые всегда хотели и будут поддерживать Вашингтон", – рассказал заведующий кафедрой политологии и социологии РЭУ им. Г.В. Плеханова полковник в отставке Андрей Кошкин порталу Baltnews.
Эксперт подчеркнул, что в свою очередь, Вашингтон сближается с этими государствами, и, таким образом, более глубинные процессы сближения Варшавы с Вашингтоном могут стать взаимовыгодными.
"Польша постоянно заявляет о своем желании стать неким центром. Например, предложение оплатить в одностороннем порядке базу бронетанковых войск, которую в Польше должен создать Пентагон и назвать ее "Форт Трамп", говорит о желании взаимодействовать с США в более активной фазе", – напомнил военный политолог.
Действительно, в сентябре 2018 года президент Дуда во время визита в Вашингтон предложил Дональду Трампу неординарную идею – выделить для США два миллиарда долларов на постройку военной базы на своей территории и назвать ее в честь главы Белого дома "Форт Трамп".
Казалось бы, так радеющий за региональную безопасность польский лидер должен бы задуматься о неизбежных последствиях такой сделки, в случае ее успеха. Поскольку в ответ на такие действия США Россия начала бы перевооружать Калининградскую область, поставив под удар Прибалтику.
Отреагировали бы и в Минске, скорее всего, воплотив в жизнь идею создания совместной российско-белорусской авиабазы на аэродроме Лида, который расположен около границы Литвы и Польши.
К счастью, военные советники Трампа уговорили президента прислушаться к голосу разума и не дестабилизировать обстановку в регионе, поэтому идея "Форта Трамп" так и осталась мечтой Анджея Дуды.
"Триморье" в американской СПГ-ловушке
"США предложили новый вариант "Междуморья" – "Триморье". И Польша в этом проекте весьма активно себя чувствует, хотя им занимались хорваты под эгидой Вашингтона. И есть еще много интересных подходов, которые свидетельствуют об активном взаимопонимании Вашингтона и Варшавы", – рассказал Андрей Кошкин.
Романтическое название "Междуморье" придумал первый глава возрожденного польского государства, маршал Юзеф Пилсудский в 1920 году. Проект представлял собой конфедерацию Литвы, Белоруссии, Польши и Украины, которая должна была простираться от Черного и Адриатического морей до Балтийского.
В то время эта идея развития не получила. Однако спустя почти столетие возникло "Триморье", или Инициатива трех морей. Это геополитическое объединение, которое нацелено на развитие энергетики и инфраструктуры, включает в себя 12 государств: Австрию, Болгарию, Венгрию, Латвию, Литву, Польшу, Румынию, Словакию, Словению, Хорватию, Чехию и Эстонию. Эти страны имеют выход к Адриатическому, Балтийскому и Черному морям.
Стоит отметить, что в последние время США активно проявляют внимание к Инициативе трех морей. Так, в ноябре 2019 года член палаты представителей США, демократ Марси Каптур заявила, что странам "Триморья" необходимо оказать поддержку, так как они "чересчур зависят" от российского топлива, которое Москва "использует это для подрыва демократии в Европе".
И вот, почти что зеркальное отражение слов Марси Каптур мы встречаем в обновленной Стратегии национальной безопасности Польши.
"Продолжать дипломатические, правовые и административные усилия по сдерживанию строительства транспортной инфраструктуры, увеличивающей зависимость центрально-европейского региона от поставок газа из РФ, укрепить устойчивости региона к риску использования поставок газа в качестве инструмента политического давления", – говорится в пункте 4.4 IV Столпа.
При этом в пункте 4.2. Стратегии предписывается увеличить пропускную способность терминала в Свиноуйсьце, через который Польша импортирует американский СПГ.
"Американский интерес понятен: вы обвиняете Россию в использовании энергетического оружия, говорите, что нужно отказаться от российского газа. А когда европейцы задают вопрос, кто тогда будет поставлять газ (потому что Россия – крупнейший поставщик газа на европейский рынок), американцы говорят о том, что они пришлют свой СПГ", – заявил ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ), преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков порталу RT.
Американское ядерное оружие в Польше
Последним штрихом, пожалуй, можно назвать заявление о возможности перемещения американского ядерного оружия из Германии в Польшу, которое на днях сделала посол США в Варшаве Джорджетт Мосбахер.
"Если Германия хочет сокращения ядерного потенциала и ослабления НАТО, то, возможно, Польша, которая платит все свои взносы, осознает риски и находится на восточном фланге НАТО, могла бы разместить оружие у себя", – написала дипломат в своем Twitter 15 мая.
If Germany wants to diminish nuclear capability and weaken NATO, perhaps Poland - which pays its fair share, understands the risks, and is on NATO's eastern flank - could house the capabilities here: https://t.co/VIzpHIgoUN
— Georgette Mosbacher (@USAmbPoland) May 15, 2020
Следует сказать, что госпожа Мосбахер не самостоятельно дошла до этой мысли – впервые такую вероятность озвучил посол США в ФРГ Ричарда Гренелл в своей статье "Потребность в надежном ядерном сдерживании сохраняется", которая ранее была опубликована на сайте американской дипмиссии.
Деятельность самого Гренелла вызвала множество вопросов у руководства ФРГ, однако, несмотря на скандальную репутацию дипломата, Дональд Трамп счел, что тот выполнял свою работу в Германии "исключительно хорошо", и назначил его исполнять обязанности главы Национальной разведки США.
Возможно, на подобный карьерный взлет рассчитывает и Джорджетт Мосбахер, делая столь одиозные заявления. Особенно теперь, когда есть обновленная Стратегия национальной безопасности, которая ставит знак равенства между подобным сотрудничеством с США и обеспечением национальной безопасности Польши.
Эксперты полагают, что перемещение ядерного оружия из Германии вполне возможно, так как Варшава является основным проводником американских интересов в Европе и польское руководство в последние годы стремится повысить статус своей страны и доказать, что Польша является надежным сторонником США.
И вот здесь польским союзникам в регионе стоит серьезно задуматься, к чему приведет такая политика Варшавы, которая теперь объявлена как официальный курс обеспечения национальной безопасности государства.
Разве странам Балтии выгодны военные провокации России со стороны Польши? Разве европейским потребителям выгодно отказываться от дешевого российского газа в пользу дорогого американского СПГ? Разве Европа станет безопасна в условиях постоянной конфронтации? Ответ на все эти вопросы – нет.
В заключение можно сделать вывод, что наиболее серьезной угрозой для Прибалтики и Европы является вовсе не "неоимперская политика властей Российской Федерации", как пишут авторы польской Стратегии, а полное непонимание самих основ европейской безопасности руководством Польши, которая претендует на роль регионального лидера под эгидой Вашингтона.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.