После начала спецоперации России на Украине жители этой постсоветской страны массово бежали за границу, причем даже из тех областей, которые находятся далеко от линии фронта. Основной наплыв беженцев приняла на себя Польша. По состоянию на 15 мая в этой стране насчитывалось 3,3 млн переселенцев из Украины.
Подобная нагрузка является серьезным испытанием для любого государства, ведь беженцев нужно где-то разместить, накормить, обеспечить хотя бы минимальными пособиями, чтобы люди, оставшиеся без средств к существованию, не пополнили ряды криминальных структур. На прием и адаптацию переселенцев необходимо потратить миллиарды долларов. Однако Польша намерена не только сохранить собственные деньги, но даже заработать на теме беженцев.
Выпросить деньги любой ценой
Активно используя тему украинских беженцев, власти Польши пытаются решать собственные проблемы, в том числе и те, которые касались споров с Брюсселем. Евросоюз 1 июня одобрил план восстановления Польши после пандемии в рамках Фонда восстановления и устойчивости (RRF). Он может разблокировать для Варшавы транш в размере до €35,4 млрд. В Bloomberg сразу же написали, что эти средства необходимы Польше, чтобы справиться с миллионами беженцев из Украины.
Звучит действительно логично. Несчастная восточноевропейская страна столкнулась с таким наплывом мигрантов, который европейские государства даже в 2016 году не видели (все же 3,3 млн беженцев за три месяца – это рекорд). Вот только если внимательно посмотреть на план восстановления, под который Польше могут выделить деньги, становится понятно, что на украинских переселенцев никто тратиться не будет.
В этом документе обозначены такие цели, как улучшение инвестиционного климата, обеспечение зеленого и цифрового перехода. Еще этот план включает этапы, связанные с важными аспектами независимости судебной власти, за которую власти Польши так отчаянно сражались, что даже нарвались на штраф (€1 млн в сутки за деятельность Дисциплинарной палаты по решению Европейского суда).
Выглядит так, как будто у Варшавы все настолько плохо, что власти согласны уже даже на те условия, которые их катастрофически не устраивали ранее. Однако, как считает политолог, эксперт по Польше Станислав Стремидловский, подобный ход правительства – одновременно и согласие с условиями ЕС, и уловка.
"Формально Дисциплинарную палату отменяют, но на ее место придет структура, которая де-факто будет выполнять те же самые вещи. Более того, Министр юстиции, генеральный прокурор Польши Збигнев Зебро, успел подвинуть туда своих людей, так что фактически ничего не изменится. Эта судебная система будет так же контролироваться. Я думаю, что в ЕК это понимают. Уже пошли утечки в СМИ о том, что далеко не все еврокомиссары согласны с разблокировкой польского фонда восстановления экономики и выделением траншей", – рассказал Стремидловский Baltnews.
"Скорее всего, Брюссель будет действовать следующим образом: формально согласится на выделение этих средств, но реально их можно будет получить после аудита о том, куда и на какие программы пойдут деньги. Также возможно, что Сейм Польши пойдет на уступки европейской прокуратуре. Варшава ранее отказалась работать с этой структурой. Но сейчас есть основания считать, что некоторые уступки Польше придется сделать", – добавил он.
Политолог также обратил внимание на то, что Брюссель может начать диктовать Варшаве, на какие именно проекты потратить выделенные деньги:
"Даже существует вероятность того, что средства будут отправлять не в государственный бюджет, а в бюджеты местного самоуправления. Дело в том, что подавляющее большинство городов и их администрации относятся к партии "Право и Справедливость" оппозиционно. То есть Польша деньги получит, но распоряжаться ими будет не ПиС, а оппозиционные силы".
Станислав Стремидловский напомнил, что из инструментов контроля у Брюсселя есть Европейский суд и, ссылаясь на его решения, Еврокомиссия определяла претензии к восточноевропейской стране.
Не стоит забывать и о Европейском парламенте. Конечно, эта структура не обладает такой силой, как ЕК. Но в парламенте ЕС много оппозиции ПиС, и если Брюссель захочет, то вполне может прислушаться к решению этого органа, после чего последуют новые штрафы, блокировка траншей, различные бюрократические инструменты, направленные против Польши.
"Для ПиС это может стать фатальным, ведь уже в ноябре 2023 года должны пройти выборы в Сейм. В августе следующего года будет открыта избирательная кампания, и до этого времени партии "Право и Справедливость" нужно получить деньги. Если их не будет, ПиС не смогут завалить избирателей деньгами, и тогда оппозиции можно даже не вести какую-то предвыборную борьбу, а просто ждать победы", – резюмировал политолог в беседе с Baltnews.
Взять под контроль Украину
Конечно, Евросоюз, не выделит деньги Польше просто так. Их распределение будет жестко контролироваться. Более того, в документе ЕК сказано, что стране необходимо продемонстрировать, что эти этапы выполнены, прежде чем можно будет производить какие-либо выплаты в рамках RRF. Даже заявления о наплыве беженцев в СМИ не помогут польским властям получить деньги. Особенно после того, как переселенцам перестанут платить пособия.
Польское издание Rzeczpоspolita отмечает, что уже через месяц правительство перекроет денежный поток, который идет на обеспечение жилья и питания для беженцев. Теперь украинские переселенцы смогут рассчитывать только на свои силы.
"С 1 июля правительство больше не будет платить 40 злотых за беженца. Многие люди в состоянии стать независимыми и адаптироваться в Польше", – заявил замглавы Министерства внутренних дел и администрации и представитель правительства по делам беженцев Павел Шефернакер.
Польша может почти с чистой совестью сложить с себя обязанности по обеспечению беженцев всем необходимым, ведь украинцам в этой стране дали почти те же права, какие есть у граждан восточноевропейского государства.
Впрочем, хорошую работу уроженцам "Незалежной" это найти не поможет. Многие уже жалуются на то, что им приходится собирать окурки, чтобы получать хоть какие-то деньги. Однако юридически никаких вопросов к Польше не возникнет – беженцы могут работать на территории страны. А то, что вакансии низкоквалифицированные, даже лучше – государству нужно компенсировать нехватку чернорабочих, которые уехали в более благополучные страны ЕС.
Обязательства по обеспечению украинских переселенцев Варшава скоро с себя снимет, но на этом власти не собираются останавливаться. Премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий считает, что его государство может получить выгоду, сотрудничая с Украиной. Если перефразировать, то премьер намекает, что Варшава может нажиться на нынешней ситуации в соседней стране.
Как сообщает Reuters, Польша хочет стать "экономическим хабом" для Украины. Варшава действительно может получить неплохую прибыль на реэкспорте украинского зерна в порты Балтии через свою железную дорогу. Также 1 июня было подписано соглашение о возобновлении работы электропередач для экспорта электроэнергии в Польшу из Украины. В этом документе обозначено сотрудничество между предприятиями двух стран, а также соглашения о пограничном движении и таможенном контроле.
Границы между этими странами действительно становятся все более эфемерными, а правительства взаимодействуют все чаще, и для Польши это выгодно. Как рассказал политолог, доцент РГГУ Вадим Трухачев в беседе с Baltnews, у властей восточноевропейской страны есть два плана на геополитической арене.
"Первый является наиболее выгодным: страна стремится стать главной региональной державой на Востоке Европы. То есть создать сферу влияния, которая будет расположена в большом треугольнике – от Грузии на Черном море и Севере от балтийских государств, и до юго-запада, то есть Словении на Адриатическом море. Украина должна стать жемчужиной этой сферы влияния. Речь идет о "Большой Украине", то есть как минимум до Харькова и Одессы. В этом случае не стоит рассчитывать на присоединение территорий. Это просто не нужно Польше", – заметил Трухачев.
"Но все говорит о том, что эту стратегию осуществить не получится, и тогда в силу вступит "план Б". В этом случае Польше нужно обеспечить сохранность Украины как буфера между ее территорией и Россией, поскольку непосредственно с РФ Варшава граничить не хочет – это страшный сон местных политиков. В этом случае Польше нужно сохранить подконтрольную себе западную Украину по линии от Житомира и Винницы", – добавил он.
Вадим Трухачев считает, что присоединение этих земель маловероятно. Эти территории бедные, куда беднее, чем Польша, хотя она тоже не богатая по меркам ЕС. Туда нужно будет вливать колоссальное количество денег.
Есть и политическое противопоказание для такого шага – западная часть "Незалежной" является центром украинского национализма, к которому в Польше относятся не самым лучшим образом.
Возможно, в среднесрочной перспективе речь может идти о присоединении Львова и половины Львовской области. Больше Польша в свой состав включать не будет. Но обеспечить свой контроль – в том числе с размещением своей военной базы – поляки попытаются.
Как бы не повернулся ход спецоперации России, восточноевропейская страна будет в выигрыше. Либо она станет новым центром силы, взяв под контроль большую часть Украины, либо начнет выжимать из разоренной страны остатки, установив на этой территории свой контроль.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.