Без США никак: Варшава спит и видит себя ядерной "державой"

Строящаяся атомная электростанция
Sputnik

Матеуш Пискорский

Польша решила тесно сотрудничать с США в области ядерной энергетики. Но пока получается, что деньги утекают, а ничего на самом деле не происходит.

Польша делает ставку на атомную электроэнергию. После многих лет существования ядерной госкорпорации,  единственным достижением которой стало установление довольно высоких зарплат у назначенных политиками членов правления.

Но теперь все серьезно. Заместитель главы польского правительства, министр государственных активов Яцек Сасин, отправляется с официальным визитом в США. Цель – участие в подписании договора о сотрудничестве в области ядерной энергетики между польскими и американскими корпорациями. Но станет ли Польша действительно ядерной державой?

Одна из крупнейших польских госкорпораций KGHM (сферы деятельности – металлургия, добыча меди и других драгоценных металлов) по указанию правительства решила заняться производством атомной электроэнергии. Американским партнером польской компании выступает NuScale Power из штата Орегон. Любопытно, что фирма с момента своего снования получала существенную финансовую поддержку американского правительства в лице департамента по энергетике.

NuScale занимается производством небольших модульных ядерных реакторов, которые компания запатентовала в 2007 году. Но особых успехов на рынке у нее нет. Практического опыта тоже, хотя в США планировалось строительство АЭС с реакторами производства NuScale.

В ноябре 2021 года руководство компании сообщило, что начинает сотрудничество с румынской электроэнергетической государственной корпорацией Nulcearelectrica. Румынская фирма является более-менее серьезным игроком, так как она оператор АЭС Чернаводэ, единственной ядерной электростанции в стране. Однако поставки американских реакторов для румын планируются не раньше 2028 года.

В США так и не заработал ни один из реакторов, хотя  планы у компании грандиозные: мощность мини-реактора лишь 60 мегаватт, что позволяет обеспечить электроэнергией одно большое предприятие или небольшой городок.

Возникают еще вопросы по поводу безопасности американской технологии. В 2020 году совет экспертов при американском федеральном агентстве NRC пришел к выводу, что в реакторах NuScale существуют определенные недоработки. Доклад экспертов был опубликован, и впоследствии компания полностью потеряла имидж производителя и разработчика безопасных ядерных технологий. Возможно, именно поэтому никто из потенциальных партнеров особо не спешит с реализацией совместных с NuScale планов.

С 2011 года NuScale принадлежит большой транснациональной корпорации из Техаса, Fluor Corporation. Основатели стартапа из Орегона не имели лоббистских возможностей в американской администрации, в отличие от гигантского Fluor. Корпорация занималась большими инфраструктурными проектами, участвовав в различных госзаказах и тендерах.

Несомненно, и небольшой побочный "ядерный бизнес" может рассчитывать на поддержку Вашингтона. Раз технологии в реакторах NuScale вызывают сомнения в плане безопасности в самих США, возможно, что компания пытается спастись за счет выхода на рынки стран Восточной и Центральной Европы, подчиненных США в политической и военной сферах.

Но у фирмы есть еще один, правда, не самой надежный "партнер". В декабре прошлого года стало известно, что реакторы NuScale собирается приобрести и Украина. Но не на свои средства, а на кредитные деньги, выделенные США в качестве финансовой помощи.

Тем не менее, украинцы намерены построить целый ряд электростанций и еще заменить реактора советского производства на американские. Правда, учитывая их ограниченную мощность, понадобится их немало, но план спасения украинской электроэнергетической системы от "российской угрозы" и "зависимости" от Москвы уже есть.

Риторика Сасина и польских политиков очень напоминает риторику Владимира Зеленского. Президент Украины тоже, посещая США, подписывал контракты и соглашения в области ядерной энергетики и сообщал всем, что его администрация гарантирует безопасные поставки электроэнергии всем украинцам.

Зеленский договорился, как сообщила его пресс служба, о приобретении 5 реакторов на общую сумму 30 миллиардов долларов США (6 млрд за штуку). Польское правительство говорит про стоимость 8 миллиардов долларов за один модульный реактор. Откуда взялась существенная разница? Либо Киев получает по привычке скидку, либо Польша платит дороже, потому что соглашается принять любые условия.

Но есть еще третий вариант. Все это всего лишь пиар-ходы Киева и Варшавы, а на самом деле никаких новых АЭС не будет. Что было бы для всех намного безопаснее. А то возникает ощущение, что Восточная и Центральная Европа превращается в ядерный полигон американских стартапов и технологий, которе никто не использует даже в самих США.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме