Балтийское море признано одним из наиболее загрязненных и экологически неблагоприятных в мире. Причина этого напрямую связана с деятельностью человека.
В море попадают со стоками отходы промышленных предприятий, азотные и фосфорные удобрения, пластиковые материалы. В его акватории периодически случаются локальные разливы нефти, а на дне находятся тонны боеприпасов и химического оружия, затопленного после Второй мировой войны.
Усугубляет проблему то, что вода в Балтийском море полностью обновляется очень медленно – в течение 25–30 лет, так как оно небольшое и связано с Северным морем лишь узкими проливами.
О главных загрязнителях Балтийского моря и возможностях решения проблемы Baltnews поговорил с экспертами.
Сельскохозяйственные отходы
В акваторию Балтийского моря с полей прибрежных стран через коммунальные стоки и грунтовые воды, а также со стоком рек попадает избыточное количество азота и фосфора, что ежегодно – в теплый сезон – вызывает обильное развитие цианобактерий, высокая концентрация которых не безопасна для человека.
Об этом в разговоре с Baltnews рассказал старший научный сотрудник Института океанологии имени П.П. Ширшова РАН Филипп Сапожников.
"Чем больше вносится удобрений в почву сельхозугодий, тем больше их поступает в реки и море, тем лучше цветут цианобактерии. Год от года они захватывают все бóльшие районы в центральной части Балтийского моря. Там цветет цианобактерия нодулярия, выделяющая токсин нодулярин, вызывающий отравление печени. В Финском заливе благодаря большому количеству удобрений довольно активно цветут микроцистисы, они при определенных условиях выделяют токсин микроцистин, он тоже негативно действует на печень", – отметил он.
Также, по словам эксперта, на экологию моря негативно влияют отходы, поступающие с мясоперерабатывающих комбинатов и свиноферм:
"Например, в Дании к 2013 году производилось 24 миллиона свиней ежегодно. Отходы с этих производств так или иначе море загрязняли. В ряде стран региона были приняты серьезные обязующие меры по созданию масштабных очистных сооружений к 2020 году. Безусловно, идет их строительство, они вводятся в эксплуатацию, но стоит учитывать, что Европа не однородна и по загрузке прибрежных территорий сельским хозяйством, и по строительству очистных сооружений".
"Смещение крупных свиноводческих предприятий на Восток связано с тем, что в Дании, например, земля очень дорогая, поэтому производители свинины предпочитают размещать фермы в странах бывшего СССР, так как это обходится дешевле. В любом случае, загрязняющие вещества с таких производств попадают в Балтийское море, а это способно стимулировать рост цианобактерий", – пояснил Филипп Сапожников.
Загрязнение нефтью и нефтепродуктами
Балтийское море – это перекресток торговых путей. В его водах постоянно оперирует более двух тысяч кораблей. Однако множество факторов препятствуют их движению, что становится еще одной причиной загрязнения.
"Сейчас судоходство на Балтике отрегулировано, но все же большое количество негативных моментов оказывает свое действие. Маршруты движения судов выстроены так, чтобы были доступны все портовые города. Учитывая, что море в целом мелководное, им часто приходится аккуратно огибать опасные для судоходства участки. Отмели встречаются у берегов, у мысов, некоторые из них поджидают даже в относительно открытых районах акватории", – рассказал Сапожников.
По его словам, Балтика – это район часто меняющихся погодных условий. Чем холоднее период года, тем могут быть суровее условия прохода кораблей в тех местах, где не встает лед. Шторма и туманы также оказывают свое влияние.
"Нередки случаи, когда корабли в тумане сталкиваются при обгоне, при лобовых встречах, садятся на мель. В результате происходит деформация их корпусов, и, соответственно, разлив топлива", – объяснил эксперт.
"Плюс, некоторые нерадивые судовладельцы считают, что их никто не видит, и производят слив отработанных нефтрепродуктов. То есть судно движется, а за ним идет такой тонкий шлейф, который прекрасно различим, к примеру, из космоса. Все это локализуется данными спутниковых наблюдений", – добавил он.
Сапожников рассказал, что "наиболее урожайными" на разливы нефти в акватории Балтики были времена с 2005 по 2008 годы, позднее они происходили уже не так часто. Во многом это произошло благодаря ужесточению мер контроля со стороны государств, подписавших Рамочную директиву по морской стратегии (MSFD).
То есть нефтяные пятна теперь не только отслеживаются, их активно локализуют, абсорбируют, убирают с поверхности самыми разными способами, включая биологическое воздействие с внесением культур нефтеразлагающих бактерий.
"В последние годы идет тренд на снижение таких разливов, но время от времени они случаются. Для Балтийского моря сейчас установлены зоны риска, где, в силу стечения определенных природных и антропогенных обстоятельств, вероятность разлива нефти может быть более высокой", – объяснил эксперт.
Он пояснил, что, согласно спутниковым данным, проанализированным учеными с 2004 по 2020 год, наиболее высока вероятность разлива нефти в районах, расположенных северо-западнее и южнее проливов Скагеррак и Каттегат, а также по наиболее эксплуатируемым судоходным трассам юго-западной Балтики и вдоль основной трассы движения судов от выхода в Северное море до Санкт-Петербурга.
"Речь идет не о том, что это маршрут кораблей в Санкт-Петербург и обратно, а о том, что это основная судоходная трасса Балтийского моря, к которой подсоединяются другие, более короткие, но зачастую не менее оживленные локальные трассы, ведущие к другим европейским городам", – пояснил он.
В целом, согласно результатам масштабного анализа спутниковых данных за упомянутый период, проведенного сотрудниками ИО РАН Андреем Костяным, Еленой и Александром Крек, на акватории Юго-Восточной Балтики было обнаружено 788 разливов нефти.
Разливы были сосредоточены вдоль основных маршрутов морских поставок в SEB (southeastern Baltic Sea). По их оценкам, средние размеры разлива составили около 2 км2 или 0,8 м3, рассказал Сапожников.
"Сезонная изменчивость нефтяного загрязнения показывает снижение числа обнаружений нефти в осенне-зимний период, что связано с преобладанием неблагоприятных ветровых условий, ограничивающих использование SAR-технологий (Synthetic Aperture Radar) для обнаружения разливов нефти, а также для навигации малых судов. Натурные измерения показали, что сезонные колебания концентрации нефтепродуктов в морской воде демонстрируют максимум в апреле и минимум в июле", – указал эксперт.
По его словам, с 2007 года снижение числа обнаружений нефти наблюдалось для всего Балтийского моря, включая исследуемый район. Межгодовая изменчивость также свидетельствует о снижении концентрации нефтепродуктов в толще воды. В юго-восточной части моря объем нефтепродуктов, ежегодно сбрасываемых на поверхность воды с судов, не превышает 0,1% от среднего мгновенного присутствия этих веществ в толще воды.
"Это означает, что, невзирая на общий экологически-положительный тренд снижения числа разливов на длительном временном отрезке, в водах Балтики пока присутствует довольно много нефти – по оценкам наших специалистов, только для юго-восточной части акватории это около 28 тысяч тонн (при средней концентрации 0,016 мг/л и объеме воды, рассчитанном согласно данным топографии)", – объяснил Сапожников.
Он отметил, что у Балтийского моря есть и собственные ресурсы для борьбы с нефтяным загрязнением. Микробы играют существенную роль в деградации нефти на пространствах акваторий. Зачастую именно они определяют здесь судьбу токсичных углеводородов. Все вместе они способны употребить и переработать от 40% до 80% разлива нефти.
"Конечно же, необходимо принять во внимание, что на возможности бактериальной деградации пятен оказывают влияние состав масел (или нефтей), температура воды, доступность питательных веществ, уровень кислорода и соленость. Общее количество углеводородов, которое может окислить бактерионейстон (сообщества бактерий у поверхности моря) в период вегетации в Балтийском море, оценивается в 1200–5000 тонн", – сказал океанолог.
"Как указывают наши специалисты, эти явления способны объяснить, почему в целом мы не наблюдаем накопления нефтяного загрязнения в море, поскольку эти значения равны или превышают оценки объемов нефти, ежегодно поступающей в Балтику из разных источников", – рассказал Сапожников.
Залежи боеприпасов
После Второй мировой войны в водах Балтики было затоплено более 35 тысяч тонн химического оружия. Как это допустили и какую угрозу эти залежи несут на сегодняшний день, рассказал вице-адмирал запаса, доктор технических наук, профессор Тенгиз Борисов.
"После окончания Второй мировой войны союзники приняли решение избавиться от боеприпасов, затопив их на большой глубине в Атлантическом океане, в районе Фарерских островов. Но оказалось, что для этого не хватает ни времени, ни сил, ни необходимого количества судов. Поэтому было принято решение, согласованное с союзниками, топить в проливах Скагеррак, Каттегат и в Балтийском море. Это решение было выполнено в период с 1945 по 1947 годы", – отметил он.
По его словам, на тот момент никто не знал о канцерогенных свойствах отравляющих веществ, поэтому принимающие решение полагали, что это самый оптимальный вариант.
"Позднее, уже в конце 1940-х годов, выяснилось, что у отравляющих веществ есть мутагенные свойства, а в 1960-е годы стало ясно, что еще и канцерогенными свойствами они обладают. Но дело было уже сделано. 12% из запасов химического оружия Германии были затоплены военно-морскими силами Советского Союза, а 88% – ВМС Англии и США", – пояснил эксперт.
Сейчас, по прошествии семидесяти с лишним лет, затопленные боеприпасы подвергаются коррозии, начинается утечка отравляющих веществ в воду.
"Это не приносит пользы ни Балтийскому морю, ни людям, которые живут на его берегах или которые приезжают туда отдыхать. Даже ничтожные концентрации могут вызвать мутации или онкологические заболевания. Причем это может проявиться через три – четыре поколения", – предупредил эксперт.
Он рассказал, как неоднократно были случаи, когда рыбаки сетями затрагивали боеприпасы, в результате чего подвергались воздействию отравляющих веществ.
"В 1997 году, например, Польша проводила войсковую операцию, когда из магазинов изымали рыбу, которую привезли в этот день рыбаки, потому что оказалось, что в нее попало отравляющее вещество. Более пятисот человек тогда пострадало. Это были прямые отравления. Сколько пострадало с учетом того, что я сказал, неизвестно никому. Так что экология Балтийского моря в таком состоянии, что практически рыбу, выловленную в нем, потреблять в пищу нельзя", – подчеркнул профессор.
Говоря о том, почему уже более семидесяти лет эти боеприпасы остаются лежать на дне моря, он указал, что, во-первых, технологии по их изъятию достаточно дорогие и их кроме России ни у кого нет, а во-вторых, активные работы в этом направлении могут спровоцировать панику на рыбном рынке и индустрии развлечений.
"Каждый год в Балтийском море вылавливают порядка миллиона тонн рыбы и морепродуктов. Примерно 1,5 миллиона тонн вылавливается в Северном море. Паника может привести к тому, что 2,5 млн тонн рыбы и морепродуктов просто не будут раскупаться, и те страны, которые этим занимаются, понесут колоссальный ущерб. Плюс, потеря индустрии развлечений, потому что никто не поедет отдыхать на берега моря, зная, что могут после этого оказаться неполноценными или больными", – объяснил он.
"Когда посчитали, что прямой ущерб в год может достигать 12–15 млрд евро, решили применить страусиную политику, то есть голову в песок засунуть – ничего не видеть и не слышать. "Гринпис" пытался этим вопросом заняться, в какой-то момент шум поднял, но с ним быстро разобрались. Знаете, как говорят: "с зелеными можно успешно бороться при помощи зелени" – то есть долларов, евро. Просто купили", – добавил эксперт.
Он полагает, что политики будут замалчивать проблему до последнего момента, пока не произойдет какая-то серьезная катастрофа:
"Знаете, пока гром не грянет, мужик не перекрестится – это российская поговорка, она применима ко всем практически странам и народам. Если произойдет серьезный выброс отравляющих веществ, тогда уже можно будет только одно сделать: полностью запретить вылов рыбы в Балтийском море и закрыть все курорты и санатории".
"Можно относительно небольшими силами и средствами этот вопрос решить. Необходимо некое межправительственное соглашение, добрая воля и политические усилия в этой области. Решить задачу можно", – констатировал Борисов.
Пластик и микропластик
В последнее время мир столкнулся с новой большой проблемой – загрязнение пластиком. Его массовое производство началось в середине прошлого века и до конца опасность нахождения изделий из этого материала в природе на сегодняшний день не изучена. Об этом в разговоре с Baltnews рассказала заведующая лабораторией физики моря в Институте океанологии им. П.П. Ширшова РАН Ирина Чубаренко.
"Пластик – это синтетический полимер. В природе очень много натуральных полимеров, и синтетические полимеры, на удивление, приняты живыми организмами практически как свои. Какие-то организмы используют пластиковые объекты как субстраты и на них растут. Птицы и рыбы часто принимают цветные частички пластика за еду. В море пластик легко переносится, на нем живые организмы путешествуют в другие экосистемы, где могут быть потенциально опасны", – отметила она.
"Конечно, загрязнение пластиком – это большая проблема, она стала достаточно громкой в последние годы, потому что пластик природой не перерабатывается. Синтетические полимеры настолько прочно сконструированы человеком, что никакие природные механизмы не могут их разрушить", – подчеркнула океанолог.
По ее словам, в каждых трех литрах воды Балтики обязательно присутствует одна синтетическая частица, а в каждом килограмме песка с чистых на глаз пляжей, пятьдесят – сто частиц.
Проблему загрязнения Балтийского моря полностью решить не получится – океанолог >>>
"Понятно, что от пластика цивилизация отказаться не может. Он очень быстро распространяется и обнаружен уже просто везде, даже во льдах Антарктиды и в осадках глубоководных впадин. В окружающей среде помимо воды, песка, воздуха теперь есть еще и пластик", – заметила она.
По словам эксперта, до сих пор учеными не определено – что именно опасно. Сам по себе пластик – это очень инертный материал, но различные стабилизаторы, красители, которые используются при его обработке, часто бывают токсичными.
"Поскольку они в пластиковую матрицу не очень прочно вшиты, они со временем оттуда вытекают. То есть съели морские обитатели какую-то цветную частичку, сам материал может быть безопасен, а вот, например, краситель, который в нем был – токсичен", – пояснила Чубаренко.
На сегодняшний день биологические опыты в лабораторных условиях не показали особенной токсичности этих материалов.
"Проблема – как лабораторные условия перенести в природу. Природа очень сложная. Лабораторные эксперименты пока не показывают, что может быть что-то страшное. Это пока белая поляна, нужно очень много работать, чтобы понять реальную опасность", – подчеркнула она.
Чубаренко считает, что ученым всего мира необходимо сконцентрировать внимание на создании материалов, которые могут заменить пластик обычный, практически вечный в природе, на разлагаемый, а также научиться делать пластик замкнутого цикла, внедрив эффективные системы вторичной переработки и современные решения по сортировке и обработке мусора.
Балтийское море еще можно спасти
Важно отметить, что в последние годы Балтийское море не только активно загрязняется, но и спасается человеком.
Уже в течение трех десятилетий в рамках межправительственного сотрудничества Российской Федерации, Германии, Дании, Латвии, Литвы, Эстонии, Польши, Финляндии и Швеции реализуется деятельность Хельсинкской комиссии (ХЕЛКОМ), которая направлена на защиту морской среды Балтики от всех источников загрязнений.
Задача перед организацией стоит не простая и ее выполнение сопряжено с большим количеством трудностей. Так, предыдущий десятилетний план действий ХЕЛКОМ по снижению объемов загрязнения Балтийского моря, который был принят в 2007 году, признан нереализованным. Многие участники комиссии не достигли норм снижения выбросов
В конце октября текущего года, в рамках Министерской сессии ХЕЛКОМ, был принят обновленный План действий комиссии по Балтийскому морю на период до 2030 года.
"Несмотря на значительный прогресс, достигнутый странами за последние десятилетия, Балтийское море остается сильно подверженным загрязнению и антропогенной нагрузке. Самым серьезным источником давления остается эвтрофикация (процесс ухудшения качества воды из-за избыточного поступления в водоем биогенных элементов – прим. Baltnews), – говорится на сайте организации.
Обновленный План предусматривает около двухсот конкретных действий и мер, касающихся биоразнообразия, эвтрофикации, опасных веществ и морской деятельности, включая судоходство и рыболовство. В документе также учтены вопросы изменения климата, морского мусора, фармацевтических препаратов, подводного шума и нарушения морского дна.
На фоне того, что специалисты вовремя забили тревогу, Балтийское море имеет все перспективы очиститься в ближайшие годы от тех форм загрязнения, которые в него вносятся последние десятилетия. Важно, чтобы все страны региона ответственно подходили к решению этой большой общей проблемы.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.