Позиция польской правящий партии "Право и справедливость" (ПиС) Ярослава Качинского в Европарламенте чем-то похожа на восприятие Варшавы в целом в Европе. Из-за многочисленных нарушений основных правил "интеграционной" игры она в большой степени находится в позиции изгоя. Партия ПиС до Брексита пользовалась поддержкой британских консерваторов. Потом все изменилось, по сути, начался период ее изоляции в Европе.
Ответом руководства партии на такого рода проблемы стала попытка создания альянса более правых, преимущественно выступающих за выход из Евросоюза.
Но тут появилась одна проблема: большинство этих партий в странах Западной Европы выступают за восстановление отношений с Россией и уход от нынешней политики санкций.
Несмотря на существенную разницу геополитического подхода, руководство польской правящей партии организовало уже вторую встречу лидеров правых из разных стран Европы. Присутствовала кандидат на предстоящих выборах президента Франции Марин Ле Пен, премьер-министр Венгрии Виктор Орбан (партия "Фидес"), а также представители партии "Голос" (Испания), "Фламандский интерес" (Бельгия), "Верный ответ 2021" (Голландия), Австрийской партии свободы и "Настоящих финнов" (Финляндия).
Страны Балтии были представлены не только председателем Консервативной народной партии Эстонии Мартином Хельме, но и лидером "Избирательной акции поляков Литвы – Союза Христианских Семей" (ИАПЛ-СХС) в Литве Вальдемаром Томашевским, которого совсем недавно приближенные к польскому правительству СМИ обвиняли в слишком большой симпатии к русским и Москве.
Зато отсутствовал лидер "Итальянской Лиги" Маттео Сальвини, и прежде всего политики "Альтернативы для Германии". Настоящая задача большинства собравшихся в Варшаве европейских политиков – создание новой фракции в Европарламенте. Подход этот очень прагматичный, ведь большая фракция может обеспечить большие вливания средств из европейского бюджета евроскептикам.
Задачу, поставленную перед съездом Ярославом Качиньским, понять несложно. В выступлениях польского политика несколько раз прозвучала критика Германии, которая якобы пытается доминировать в Европе.
За несколько дней до варшавского саммита Качиньский утверждал, что в Берлине мечтают построить новый Четвертый Рейх, и это заявление, конечно, усложнило и без того непростые отношения Варшавы с Берлином. Лидер ПиС отождествил экспансию Германии с нарушением принципа суверенитета национальный государств Европы.
Все это можно воспринимать как косвенную попытку саботировать не только дальнейшую интеграцию Европы (без учета интересов Берлина она в принципе невозможна), но и противостоять созданию большого экономического и политического общего европейского пространства.
Удар по Германии неслучаен – ведь это единственная в Европе страна, готовая добиваться независимости от англосаксонского блока, который доминирует на коллективном Западе. Берлин готов к партнерскому диалогу с Москвой, что напрямую противоречит долгосрочным интересам Вашингтона и Лондона. А это уже означает, что у Качиньского есть политическая миссия: уменьшить политический авторитет Германии среди европейских правых.
В выступлении лидера польской ПиС можно легко заметить определенные акценты, которые показывают, против кого он намерен создавать политические альянсы. Качиньский несколько раз упомянул "твердые цивилизации Востока", в первую очередь намекая про Россию.
Естественно, Россия и Китай воспринимаются польским политиком исключительно в качестве угрозы. Именно поэтому, вопреки заявлениям о своей приверженности к идее "суверенных национальных государств", мы могли услышать его поддержку общей оборонной политики ЕС. Европа, по его мнению, должна вооружаться против России, представленной в качестве естественного "агрессора".
Качиньского большинство европейских правых в этим вопросе совсем не понимает. Ударом по ПиС" стало интервью Марин Ле Пен польским СМИ, к котором французская политик однозначно заявила, что "Украина находится в зоне влияния России" и не стоит нарушать геополитический баланс в регионе.
Русофобия правящей польской партии является, с точки зрения остальных европейских правых, своего рода экзотикой, но может серьезно препятствовать сближению позиций и тесному сотрудничеству, о которым мечтает Качиньский.
Антироссийская политика Варшавы должна быть немедленно пересмотрена, если руководство ПиС думает о реальном сотрудничестве, а не просто о получении дополнительных средств для новой фракции в Европарламенте.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.