Окопался в "крепости": политическая близорукость Качиньского доведет Польшу до изоляции

идер польской правящей партии "Право и справедливость" (ПиС) Ярослав Качиньский
© Sputnik / Алексей Витвицкий

Матеуш Пискорский

Лидер правящей партии Польши "Право и Справедливость" Ярослав Качиньский привык объяснять все проблемы страны через "гибридные атаки" и "угрозы" от России и Белоруссии, не понимая, чем опасен выбранный им путь.

Польская политическая модель уже несколько лет скатывается в довольно архаичный авторитаризм. Примером того являются очередные интервью лидера правящей партии "Право и Справедливость" польским СМИ.

Каждое интервью Ярослава Качиньского является событием "глобального" масштаба. Точнее, так к высказываниям лидера "ПиС" относятся многие журналисты и аналитики, с нетерпением ожидающие следующих заявлений лидера парламентского большинства, не без обоснований воспринимаемого как "начальник государства" (звание довоенного диктатора Польши Иосифа Пилсудского), или просто "председателем". Но не просто председателем правящей партии, а именно руководителем всех государственных и негосударственных институтов страны.

Обычно Качиньский высказывается в кризисный период. Чаще всего молчит. Но даже тогда аналитики гадают, о чем именно молчит Качиньский.

И вот опять это случилось. Лидер "ПиС" заговорил в нескольких интервью для разных изданий.

Во-первых, он посеял панику среди своих сторонников, объявляя о своем уходе из правительства, где работал последние месяцы в качестве вице-премьера по вопросам безопасности. Теперь все думают, кто будет управлять хаосом и внутренними конфликтами, мешающими правительству эффективно работать.

Правда, никто толком и не знал, чем в центральной государственной администрации занимается Качиньский, которому исполнилось 72 года и который страдает от заболеваний разной тяжести. Аналитики правящей элиты утверждали, что "начальник" пытался таким образом редуцировать деструктивную борьбу разных фракции в партии власти.

Почему именно сейчас лидер правящей партии и предполагаемый диктатор новой Польши решил усилить свое публичное присутствие в информационной сфере? Это результат тактики прикрытия реально назревающих проблем, с которыми пришлось столкнутся Варшаве.

Конфликт с институтами Евросоюза, замораживание потока дотаций из ЕС, штрафы, назначенные Судом Европейского Союза в связи с несоблюдением его вердиктов, кризис на польско-белорусской границе, и превышающий все ожидания резкий рост цен на основные потребительские товары – все это необходимо "прикрыть", нейтрализовать определенными информационными "вбросами". Отсюда и возникает желание переключить общественное внимание на вопросы внутренней политики.

Однако концентрации внимания на внутриправительственных, межфракционных перестановках недостаточно. Поэтому Качиньскому необходимо вновь убедить всех про существование внешних угроз для безопасности страны.

"У нас имеются два фронта гибридной войны: один на границе, второй в Варшаве. Если бы оппозиция вела себя по другому данная операция приобрела бы совершенно иной характер. Возникновение двух фронтов подтолкнуло Александра Лукашенко и Владимира Путина к эскалации и усилению атаки" – говорит неформальный глава польского правительства.

Таким образом, предлагает он, нужно, во-первых, считать, что за кризисом с иммигрантами на границе стоит не только Минск, но и Москва. А во-вторых, признать, что любая критика действий власти со стороны польской оппозиции является по сути пособничеством Кремлю. По мнению Качиньского, все мы "имеем дело с многоэтапной российской агрессией против Польши и нашего региона".

А как насчет критики польского правительства и его далеко не демократических практик Евросоюзом? Все очень просто, объясняет Качиньский: "Анализируя все эти выпады против Польши, не стоит забывать про еще один фактор – российское влияние в Европе. Еще во времена царской России западным элитам передавались большие деньги. Потом этим занималось советское руководство. Сегодня это продолжается" – утверждает лидер "ПиС".

И все сразу, разумеется, становится ясно: Москва контролирует не только Белоруссию, но еще и европейскую бюрократию. Польша в позиции осажденной крепости. Все должны сплотиться вокруг лидера и правящей элиты и героически отражать "гибридные" наступления из Востока и Запада.

Синдром осажденной крепости – опасное психологическое явление. Использование подобной риторики может приносить временные результаты, как, например, мобилизацию общества или общественную поддержку. Однако существует угроза превращения синдрома осажденной крепости в постоянное психологическое состояние, которое приведет к отчуждению и полной изоляции польского общества.

Конечно, данное явление способствует усилению авторитарных тенденций развития существующего политического строя. Образуется замкнутый круг: использование "осажденной крепости" становится единственным способом поддержания легитимности авторитарной системы. И Ярослав Качиньский решил вступить на этот путь.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме