Хребет под угрозой: правящей партии Польши не выстоять под натиском Евросоюза

Демонстрация поляков в поддержку членства Польши в ЕС, Варшава, 10 октября 2021 года
© AP Photo / Czarek Sokolowski

Матеуш Пискорский

Власти Польши играют с огнем, продолжая открытую конфронтацию с Евросоюзом. У ЕС есть рычаги давления, а у Варшавы их нет.

В Польше прошли протесты против решения Конституционного суда (КС), по которому национальное законодательство страны приобретает верховенство над законами ЕС. В свою очередь, это может привести к выходу Польши из Евросоюза.

Решение это было принято с нарушением законов и имеет символический характер.

Суд, возглавляемый Юлией Пшилембской, знакомой лидера партии "Право и справедливость" Ярослава Качинского, принимает любые решения, которых потребует правящая элита.

В этом смысле это уже действительно не совсем суд и сложно спорить с фактом, что КС превратился в чисто партийный, политический инструмент правящей группы. Постановление о верховенстве национального законодательства на самом деле ничего не меняет.

Уже несколько лет правительство вводит реформы, которые напрямую противоречат европейским стандартам, но ЕС почти не реагирует.

На самом деле кризис, связанный с необходимостью выделения средств на программу восстановления экономики после пандемии, предоставляет европейским бюрократам определенный потенциал для шантажа. А у Варшавы, наоборот, такого потенциала совсем нет.

И это в силу нескольких причин. Во-первых, Польша так и не смогла сформировать коалиции государств-членов ЕС, способной солидарно выступать вместе и защищать интересы друг друга. Несмотря на бесконечные заявления политиков правящей партии про Центрально-европейский блок во главе с Варшавой, у "ПиС" не получилось создать никакой серьезной коалиции.

Об этом свидетельствует известное голосование на выборах председателя Евросовета в 2007 году: 27 государств проголосовали за Дональда Туска, одна Польша была против.

Инициатива создания блока была с самого начала обречена на провал потому, что Польша претендовала на роль лидера региональной коалиции, с чем остальные страны не были согласны.

Ставку на альтернативный блок "новой Европы" делала администрация Дональда Трампа, но США Джо Байдена предпочитают налаживание отношений со стратегическими партнерами из "старой Европы", в основой с Германией.

Польша не подписывалась на новые европейские правила >>>

Во-вторых, у правящей партии отсутствуют кадровые ресурсы, чтобы успешно провести переговоры в рамках ЕС. Кадры "ПиС" не имеют соответствующей подготовки и профессионального опыта. Правящая партия не доверяет внешним экспертам и специалистам.

МИД Польши находится в состоянии затяжного паралича. В рамках систематичных чисток были уволены практически все опытные дипломаты, способны вести переговоры в Брюсселе.

В-третьих, в отличие от Будапешта, у Варшавы нет внешних союзников. В условиях возникающего многополярного мирового порядка стратегия средних и небольших государств должна опираться на способность ведения переговоров и сотрудничества с другими центрами силы.

Реализуя инструкции Вашингтона, Польша лишилась возможности реализации совместных проектов с Россией и Китаем, при этом США не проявляют интерес в экономическом взаимодействии и вообще Байден склонен к передачи политических полномочий в регионе Германии.

Поэтому в Варшаве никто не рассматривает всерьез выхода из структур ЕС. Но это не значит, что Брюссель не рассматривает прекращение финансирования польских проектов, ведь европейские элиты заботятся об интересах своего бизнеса.

Бизнес в лице европейских корпораций не намерен рисковать своими делами в стране, в которой судебные решения могут приниматься под давлением местной политической элиты.

Парадоксально, но это совпадает с интересами граждан Польши, для которых судебная реформа означает реальную угрозу политически мотивированных приговоров и решений, основанных на партийном интересе, а не объективной правовой оценке.

Польская оппозиция пытается создать варшавский "Евромайдан", но пока безосновательно. Выхода из ЕС никто не планирует. Другое дело, что с нынешними стандартами классического авторитаризма никто бы Польшу в Евросоюз и не принял.

Поэтому Брюссель будет продолжать давление на правительство, и тому ничего не останется делать, кроме как согласиться на все поставленные ЕС условия.

И оно мгновенно забудет о лозунгах "суверенности", как только реальной станет угроза перекрытия потока европейских денег. Про нынешний конфликт все забудут.

А если в "ПиС" будут еще какое-то время продолжать евроскептическую риторику, получат "Евромайдан" в Варшаве. Не такой, как в Киеве, но достаточно сильный, чтобы сломать хребет партии Качинского.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме