Угольная ловушка для Польши: Брюссель "озеленит" Восточную Европу штрафами

Польская угольная шахта "Туров" на границе с Чехией
© AFP 2022 / MICHAL CIZEK

Любовь Безродная

ЕС перешел к жестким мерам убеждения, заставляя страны переходить на возобновляемые источники энергии. Польшу уже оштрафовали на внушительную сумму. Ждет ли Прибалтику та же участь за несоблюдение "зеленой сделки"?

Разногласия внутри ЕС становятся все более очевидными, а Брюссель уже не стесняется жестких решений в отношении стран, которые пытаются вести самостоятельную политику, а не слепо следовать приказам.

Многолетняя борьба с польской шахтой "Туров", которую называют самой "грязной" в Европе, достигла нового уровня. Недавно суд Евросоюза предписал Польше приостановить работу шахты и обязал правительство страны выплачивать ежедневный штраф в €500 тыс. до тех пор, пока добыча угля на этом месторождении не прекратится.

В решении суда обозначено, что это должно заставить восточноевропейскую страну пересмотреть позицию относительно работы рудника, который не только не соответствует экологическим нормам ЕС, но якобы и угрожает соседней Чехии.

Конфликт вокруг этой шахты тянется уже много лет. Но только в конце января 2021 года Прага решила подать иск в Европейский суд против своего партнера по "Вишеградской группе" – Польши. Это был первый подобный прецедент в истории ЕС.

Уже 21 мая 2021 года суд Европейского союза удовлетворил иск Чехии и обязал Польшу немедленно прекратить добычу на шахте "Туров" до урегулирования спора. Однако Варшава так и не остановила работы на руднике. Теперь же в ход пошли штрафные санкции, причем очень жесткие.

Стоит отметить, что заботится Брюссель совсем не о чешских фермерах, которые лишаются воды из-за работы шахты. "Туров" не соответствует общей экологической стратегии ЕС и явно противоречит условиям "зеленой сделки" Еврокомиссии, которую она навязала всему альянсу в 2019 году.

Сегодняшний прецедент показывает, что Брюссель готов пойти на крайние меры, чтобы заставить страны Восточной Европы следовать общему "зеленому" курсу. Стоит ли ждать в дальнейшем таких же жестоких мер по отношению к "периферии" ЕС, если она попытается отклониться от выполнения обязательств?

Польский энергетический тупик

Энергетическая система Польши очень зависима от угля. По состоянию на начало 2021 года, около 80% всей электроэнергии в стране вырабатывалось за счет этого полезного ископаемого. Угольная промышленность обеспечивает работой около 80 тыс. человек. 

Польша выступала категорически против "зеленой сделки" и не хотела брать на себя обязательства по достижению "углеродной нейтральности" к 2050 году. Однако давление со стороны Брюсселя все же заставило власти страны представить новую энергетическую стратегию до 2040 года. Соответствующий проект появился в марте 2021 года. Согласно ему, уже к 2030 году доля возобновляемых источников энергии (ВИЭ) в общем балансе восточноевропейской страны должна составить 23%.

Впрочем, Брюссель такие планы не устраивают. Ежедневный штраф в 500 тыс. евро заставит Польшу значительно сократить угольную генерацию уже в ближайшие месяцы. У властей Варшавы просто не останется выбора.

Как отметил политолог, эксперт по Польше Станислав Стремидловский в беседе с Baltnews, у Варшавы осталось не так много возможностей для решения этой проблемы.

"Первый вариант – эти средства просто начнут списываться из грантов и кредитов, которые Польша получает в рамках семилетнего бюджета ЕС. Второй – суд может потребовать от Польши платить не сегодня, а с 21 мая 2021 года, когда было принято решение о споре с Чехией по шахте "Туров". И третий вариант – Польша подаст апелляцию, попытается максимально затянуть это дело и перенести его сроки. Но у Варшавы вряд ли это получится. Суд ЕС настроен очень решительно", – отметил эксперт.

Штрафные санкции, назначенные Польше, могут показаться слишком большими. Однако изначально Чехия хотела через суд добиться компенсации 5 млн евро ежедневно. Европейский суд уменьшил сумму штрафа, но это было сделано не из жалости к Варшаве. Подобное решение суда – инструмент давления на Польшу.

"Дело не только в самой шахте и экологической повестке. Здесь сыграла целая совокупность претензий к Польше, в том числе по судебной реформе. Еврокомиссия уже пригрозила заморозить выдачу средств полякам из европейского фонда реконструкции экономики, если Варшава срочно не распустит Дисциплинарную палату Верховного суда.

По сути, партия "Право и справедливость" (ПИС) сама загнала себя в ловушку. У них проблемы с судом ЕС, Еврокомиссией, Европарламентом. Выйти из этой ситуации без потери лица для правящей партии уже практически нереально. Это сильно подрывает идеологический конструкт ПИС, так как она позиционировала себя как партию, которая может вести себя независимо с Брюсселем", – рассказал Станислав Стремидловский.

По словам эксперта, сегодня Польше дают понять, что Европейский союз – это не группа по интересам, и у него есть не только права, но и обязанности. К какому бы решению в итоге ни пришли стороны, это произведет серьезные изменения во внутренней жизни страны. Уже сегодня приободрилась оппозиция, а критика правящей партии усилилась. Польшу ожидают тяжелые времена и непростые решения.

"Штраф Европейского суда юстиции не связан напрямую с экологией. В Германии тоже были проблемы с шахтами, но никто не требовал их закрыть. В ЕС могли бы задуматься о том, что на угле из шахты "Туров" работают электростанции, которые обеспечивают 7% электроэнергии в Польше. Где ей брать недостающие объемы, если ее закроют?" – подчеркнул эксперт.

На данный момент у Польши есть несколько вариантов. Но для Брюсселя наиболее выгодным окажется тот, при котором власти Варшавы будут докупать недостаток у государств ЕС по примеру стран Балтии. Конечно, это дорого и экономически нецелесообразно, но интересы Восточной Европы никогда не были в приоритете у Брюсселя.

"Польше было бы логичнее задуматься о сотрудничестве с Белоруссией. Если Варшава хочет соблюдать условия и использовать "чистую" энергию, то самый простой и дешевый вариант – закрыть шахту "Туров" и покупать энергию у Минска. А если мыслить более стратегически, то можно вложиться в достройку АЭС в Калининградской области, где поляки могут стать акционерами. Но этому мешает идеология.

Сейчас у Польши есть два пути. Первый – она встает на колени перед ЕС и выполняет все приказы. При этом Европарламент не ограничится одной шахтой, ведь претензии есть к судебной системе, к идеологии (права ЛГБТ). Второй путь – власти Варшавы признают, что Россия не собирается нападать на их страну и начнут сотрудничать с Москвой. Но для этого придется полностью изменить текущую идеологию", – резюмировал Станислав Стремидловский.

Польская энергокомпания ZE PAK уже проявляла интерес к Балтийской АЭС, которая находится в Калининградской области. Об этом в июле 2021 года сообщало польское издание Biznes Alert. Однако дальше простых заявлений дело не продвинулось.

Сегодня очень сложно представить, что Польша полностью изменит выбранный идеологический курс и начнет сотрудничать с Россией. Но в итоге у этой страны может просто не остаться выбора. Евросоюз уделяет все меньше внимания Восточной Европе, а иногда и открыто показывает, что "центру" не интересны проблемы "периферии".

Строительство Балтийской атомной станции
© Sputnik / Игорь Зарембо
Строительство Балтийской атомной станции

Ловушка для Прибалтики

Оштрафовав Варшаву на столь солидную сумму, Евросоюз показал, что остальным странам тоже следует готовиться к санкциям в случае несоблюдения "зеленой" повестки. При этом сегодняшние рекордные цены на газ в Европе многих толкают на переход к менее "чистым" способам генерации. Например, в Эстонии вернули в эксплуатацию старый энергоблок по сжиганию горючих сланцев, чтобы сбить высокую стоимость электроэнергии.

О том, стоит ли балтийским странам ожидать за это санкций со стороны Евросоюза, Baltnews поговорил с политологом, доцентом РГГУ Вадимом Трухачевым.

"История с польскими шахтами не нова. Она началась, когда Польша и Чехия вступали в Евросоюз. Их обязали закрыть рудники, которые не соответствовали экологическим нормам ЕС. Но для Чехии уголь не так важен, ведь на территории страны есть две АЭС. Поляки же не могут в полной мере отказаться от угольной генерации. Это имеет свои издержки – страна не может соответствовать нормам ЕС, а значит, ей придется платить, и сегодняшняя история – только начало. Сейчас в суд подала Чехия, в следующий раз претензии может выдвинуть Германия, потом – Швеция", – отметил эксперт.

Выходит, Польше в любом случае нужно готовиться к потерям. Правительству либо придется выплачивать штрафы, либо полностью перекраивать собственную энергетику, скорее всего, переходя на импорт электричества, отказавшись от генерации внутри страны.

"В Прибалтике с этим немного легче. В Литве, Латвии и Эстонии нет шахт, которые настолько сильно загрязняют воздух. Ввод дополнительного энергоблока по сжижению горючих сланцев с точки зрения экологии – мелочь. Но даже это не оставят без внимания. Финляндия еще может закрыть на это глаза, а вот Швеция, скорее всего, выступит против. Причем здесь даже не потребуется вмешательства наднациональных структур ЕС. Швеции принадлежит львиная доля балтийского капитала, поэтому давление будет идти напрямую. Эстония, как и любая другая балтийская страна, сделает так, как скажет Швеция", – заключил Трухачев.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме