"Золотая жила" на границе: Польша и Литва вовсю эксплуатируют кризис беженцев

Лагерь нелегальных мигрантов на белорусско-польской границе
Sputnik

Любовь Безродная

Нелегальные мигранты на польско-белорусской границе стали поводом для усиления давления на "режим Лукашенко". Брюссель и Вашингтон снова пытаются сменить власть в этой стране, а Польша и Прибалтика надеются получить дотации под предлогом участия в санкционной войне.

После вывода американских военных из Афганистана, когда в этой стране к власти пришли талибы*, Европа готовилась к новому миграционному кризису по типу того, который пережила в 2015–2016 годах.

Напряженность на границах стран ЕС действительно началась, но немного не там, где предполагалось изначально.

Кризис разгорелся на польско-белорусской границе. 8 ноября 2021 года три тысячи беженцев подошли к польским рубежам со стороны Белоруссии. В ночь на 9 ноября нелегалы смогли сломать слабые участки заграждений и пробиться на территорию восточноевропейской страны.

Мигранты на границе Белоруссии и Польши
© AFP 2022 / BELTA / Leonid Shcheglov
1 из 3
Мигранты на границе Белоруссии и Польши
Мигранты на границе Белоруссии и Польши
© AP Photo / Leonid Shcheglov
2 из 3
Мигранты на границе Белоруссии и Польши
Польские военнослужащие устанавливают забор из колючей проволоки на польско-белорусской границе
Sputnik
3 из 3
Польские военнослужащие устанавливают забор из колючей проволоки на польско-белорусской границе

В этом кризисе винят исключительно Белоруссию, называя происходящее "гибридной атакой". В пресс-службе польского правительства уже заявили, что в Республике Беларусь (РБ) находится еще около десяти тысяч мигрантов, которые готовятся пересечь границу.

Руководство восточноевропейской страны уже потребовало от Брюсселя и Вашингтона немедленно ввести санкции против Минска. К этому призыву присоединились и государства Балтии.

Польша нагнетает обстановку

Беженцы, которые пытаются прорваться в восточноевропейскую страну, безусловно, могут создать проблемы. Польша уже тратит ресурсы на то, чтобы сдержать этот поток.

К 9 ноября 2021 года количество военных, которое было задействовано для охраны границ, увеличили до 12 тысяч человек. Также Варшава привлекла 4 тысячи пограничников, 1,5 тысячи полицейских и 250 сотрудников антитеррористического подразделения.

Однако в долгосрочной перспективе сегодняшний кризис не настолько страшен для Польши, как хочет показать правительство.

Во-первых, число мигрантов нельзя назвать катастрофическим. Подобный кризис нельзя сравнить с 2016 годом, когда границы Евросоюза штурмовали миллионы нелегалов. Даже десять тысяч беженцев не смогут нанести такого урона для экономики восточноевропейской страны, о котором говорят местные СМИ и политики.

Во-вторых, эти мигранты не останутся на территории Польши. Нелегалы, собравшиеся на границе восточноевропейской страны, уже начали скандировать "German, german!". Этот лозунг можно было услышать еще 8 ноября 2021 года.

Никаких заявлений мигранты не делали, но вполне очевидно, что Польша – не их конечная цель. Нелегалы стремятся в страны с более развитой экономикой, и проблемы Варшавы будут заключаться в основном в том, чтобы не навлечь на себя гнев Берлина и Парижа, выступая страной-транзитером для потока беженцев.

Не так страшен беженец, как Варшава: ЕС начинает бояться резких движений Польши >>>

Опасаясь того, что мигранты не задержатся в Польше, Еврокомиссия сразу же выразила свою солидарность с позицией Варшавы, а представитель пресс-службы ЕК Дана Спинант на брифинге, который прошел 8 ноября, пообещала помочь властям этой страны.

Но какие реальные шаги смогут предпринять западные страны для решения этого кризиса? Вице-президент РАПК (Российская ассоциация политических консультантов) Андрей Максимов рассказал, что ни Вашингтону, ни Брюсселю не выгоден миграционный кризис на польско-белорусской границе. Но нужно понимать, что это проблема локальная и не является частью фундаментальной политики ЕС.

"Когда президент Турции создавал подобные проблемы для Европейского союза в 2016 году, это закончилось соглашением о выплате $3 млрд, чтобы остановить миграцию. В данном случае никаких подобных решений не то что не обсуждается, их даже не предлагают. Виновные в кризисе на польско-белорусской границе уже назначены и меры, которые предлагают для его решения, отличаются только степенью жесткости по отношению к президенту Белоруссии", – заявил эксперт.

"Однако серьезного эффекта эти санкции не дадут. Силового решения конфликта не предполагается. Это нереально и никому не нужно. Даже если Брюссель и Вашингтон захотят включить в этот конфликт дополнительных игроков, то есть привлечь каким-то образом Россию, маловероятно, что у них получится. Газовый кризис в Европе никуда не делся. Экономика стран ЕС находится в очень сложной ситуации и давить сейчас на Москву – не лучшая стратегия", – уверен Андрей Максимов.

Андрей Максимов отметил, что вариантов у Запада не так много. Привлекать силовиков бессмысленно. Они не будут устраивать массовые зачистки и расстрелы, поскольку это прямые имиджевые потери.

Брюссель и Вашингтон пытаются через Белоруссию надавить на Россию, в том числе пытаясь торговаться за проект "Северный поток–2". Но проблема в том, что Москва может сейчас им и пожертвовать. Все равно этот трубопровод никуда не денется, а вот Европа в период кризиса потеряет от этого намного больше.

Солидарность по-балтийски

На данный момент не похоже, чтобы Вашингтон или Брюссель собирались как-то решать проблему миграционного кризиса на границах Польши. Все, что делают западные страны, – это угрожают санкциями, которые напрямую остановить нелегалов не смогут.

Вместо реальной помощи, администрация США рассматривает введение дополнительных ограничительных мер против "режима Лукашенко".

Как отмечает американское издание Bloomberg, новые санкции должны привлечь руководство Белоруссии к ответственности за нарушение прав человека и международные нормы.

Целью нового пакета, по словам пресс-секретаря Совета национальной безопасности Белого дома, станут физические лица и компании, которые причастны к переправке мигрантов к границам ЕС. Также обсуждается возможность включения в санкционный список российской авиакомпании "Аэрофлот" и турецкой Turkish Airlines.

Евросоюз тоже отреагировал на проблему достаточно бурно. Глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен, на пресс-конференции после встречи с президентом США Джо Байденом, заявила, что санкции могут ввести как США, так и ЕС.

Ангела Меркель даже обсудила ситуацию на польско-белорусской границе с президентом РФ Владимиром Путиным. В пресс-службе Кремля сообщили, что канцлер Германии попросила российского лидера повлиять на действия Белоруссии.

Парламенты стран Балтии и Польши выпустили совместное заявление по поводу миграционного кризиса на границе Евросоюза и Белоруссии и вновь обвинили Минск в "гибридной агрессии".

Польша нагнетает обстановку по вполне понятным причинам. Восточноевропейская страна не теряет надежды добиться смены политического режима в Белоруссии. Также правящей партии "Право и Справедливость" выгодно отвлечение внимания от внутренних проблем, в частности, от штрафов, которые Еврокомиссия наложила на Польшу.

С помощью этого конфликта Варшава также демонстрирует свою солидарность с официальной позицией Брюсселя, показывая единство ценностей.

Но одновременно с восточноевропейской страной эту тему очень активно "раскручивают" и в Прибалтике. Председатели комиссий по иностранным делам парламентов Польши, Литвы, Латвии и Эстонии уже провели видеоконференцию о миграционном кризисе. Они обвинили в этом кризисе РБ и призвали ЕС к немедленным действиям.

Белорусский политолог и экономист Сергей Шиптенко отметил, что мотивация стран Балтии, как и в случае с Польшей очень проста. Это попытка получить помощь из Брюсселя, которую он может выделить на устранение последствий от участия в санкционной политике. Также это давление на официальный Минск с целью смены политического режима.

Для Прибалтики все достаточно просто. Еще до введения санкций президент Литвы поднимал вопрос о компенсации из Брюсселя в связи с ответными мерами Белоруссии.

"Переориентация белорусского экспорта из прибалтийских портов на Усть-Лугу в ленинградской области сильно ударила по Литве. Но нужно понимать, что те структурные перекосы, которые можно наблюдать в этой стране (деиндустриализация, развитие сектора услуг под предлогом улучшения качества жизни), создали не в Белоруссии. Этого планомерно добивались несколько составов постсоветского правительства Литвы", – отметил эксперт.

"Основной отраслью литовской экономики стала торговля и транзит. Сейчас правительство балтийской страны хочет получить дополнительную финансовую помощь от ЕС и, в частности, от Германии, а проблемы на польско-белорусской границе – это всего лишь удобный повод", – резюмировал Сергей Шиптенко.

* Организация находится под санкциями ООН за террористическую деятельность.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме