Неизвестные защитники Литвы: история профессора, который обманул "лесных братьев"

Гора Гедиминаса в городе Вильнюсе. Литовская ССР.
© Sputnik / Ю. Карпович

Игорь Черников

Профессор Юозас Маркулис был не только завкафедрой анатомии медфакультета Вильнюсского университета, но и агентом НКВД, сдавшим в руки правосудия не одного "лесного брата". В наше время в Литве имя героя пытаются уничтожить.

В марте 1949 года тремя выстрелами был убит вожак "лесных братьев" Дзукии Бенедиктас Лабенскас по кличке "Кадет". Так на территории Литвы стартовала операция "Каннибал", нацеленная на уничтожение активного бандподполья.

Начало ей положил агент советской госбезопасности Костас Кубилинскас по кличке "Ворон". Контрольный выстрел из пистолета сделал внештатный сотрудник КГБ Альгис Скинскис по кличке "Утро". В сегодняшней Литве оба они преданы анафеме.

Часть I. Неизвестные герои: история литовцев, воевавших с "лесными братьями" >>>

Националисты из числа поклонников "жалюкасов" (или "зеленых", как называли себя лесные бандиты) считают Кубилинскаса и Скинскиса предателями, "которых единицы". На деле вовремя одумавшихся и отказавшихся от вооруженной борьбы против Советской власти в лесах находилось с избытком.

Счет воевавшим против "лесных братьев" идет на тысячи. Но об этом разного рода современные литовские "историки" умалчивают, не отваживаясь разрушать романтический ореол, созданный пропагандистами вокруг послевоенных убийц.

Оперативникам НКВД-МГБ-КГБ при Совмине ЛитССР удалось привлечь на свою сторону немало высокопоставленных и авторитетных фигур из числа высших руководителей организованного бандподполья. Например, успешным агентом стал завкафедрой анатомии медфакультета Вильнюсского университета профессор Юозас Маркулис, в прошлом – генерал-майор медицинской службы литовской буржуазной армии.

Маркулис был среди руководителей подполья. У лесных командиров самых высоких эшелонов он пользовался уважением как хорошо информированный и абсолютно легальный источник. "Кристальной честности патриота" высоко ценил и безоговорочно доверял ему Антанас Куликаускас, "Зеленый черт", начальник вильнюсского подпольного сектора "Округ Великой Борьбы". По этой причине даже начинать спор с Маркулисом никто не решался. Впрочем, никто из рядовых "жалюкасов" даже не знал о его существовании. Только избранные.

"Бабушка" не приезжала

Москва после 1944 года не раз поднимала вопрос о проведении масштабной войсковой операции на территории Литовской ССР ради уничтожения антисоветских элементов.

В частности, в аппарате Лаврентия Берии предлагали собрать до четверти миллиона солдат и офицеров войск НКВД и армейских частей, задействовать артиллерию, танки, подключить местный партийно-советский и комсомольский актив, чтобы "бреднем", плотными цепями прочесать всю Литву с четырех сторон и покончить одним ударом со всеми силами сопротивления за неделю.

Планы проведения аналогичной масштабной "гребенки" хорошо изложены в культовом фильме "В августе 44-го", но ее литовский вариант стал бы фантастическим по масштабам.

Первый секретарь ЦК Компартии Антанас Снечкус не был кровожадным. Он противился подобным предложениям руководителей спецслужб. Доказывал, что политический резонанс от такой операции на Западе нанесет непоправимый ущерб репутации Советского Союза. Снечкус предлагал иной пусть ради минимизации кровопролития.

В 1945 году Нарком внутренних дел генерал-майор Юозас Барташюнас обратился в листовке к укрывающимся в лесах дезертирам и вооруженным бандитам с предложением сложить оружие, призвал к явке с повинной, гарантируя неприкосновенность и полную легализацию всем, кроме бывших карателей.

Документы утверждают: из лесов вышло и сдалось добровольно пять тысяч человек. В райотделах милиции им выдавали паспорта СССР и справки, что человек не имеет грехов перед новой властью и является полноправным гражданином.

"В 1950 и 1955 годах прошли еще две амнистии. Лес покинули больше 10 тысяч хуторян. Амнистии полностью развалили и без того деморализованные остатки бандформирований", – вспоминал подполковник КГБ СССР Нахман Душанский, легендарный литовский охотник на лесных бандитов.

"Орел" на мелочь не охотится

Профессор Маркулис по секретным документам госбезопасности проходил под псевдонимом "Орел". Лучше придумать невозможно. Летом 1944 года он возглавил университетскую кафедру и тогда же начал сотрудничать с НКВД.

Он действительно напоминал хозяина горных вершин – 35-летний (1913 года рождения), высокий, спортивный, нестандартно мыслящий обаятельный эрудит с обширными связями научных, клерикальных и военных кругах, среди творческой интеллигенции и учащейся молодежи. Нравился женщинам.

Был лично знаком с президентом Антанасом Сметоной, дружил с начальником военной академии генералом Казисом Мустейкисом, другими генералами буржуазной армии. Оперативно талантливый, легко сходился с нужными людьми, располагая к себе именем, занимаемой должностью, связями, возможностями и безупречной репутацией. Добываемая "Орлом" информация иной раз оказывалась бесценной.

Еще более важной оказалась его подрывная работа, которую вел мастерски. Маркулис аргументированно гнул свою линию, убеждая командиров отрядов не распыляться, а тщательно готовиться к решающим боям, оберегая личный состав:

"Зачем нам терять своих лучших бойцов в сражениях с русскими частями НКВД? Сейчас не время для открытого вооруженного противостояния, у коммунистов много войск, нас быстро истребят. Мы обязаны сберечь нашу молодежь. Мы временно должны отказаться от террора и ждать, когда американцы нападут на Советы. И вот тогда, сохранив свои лучшие боевые кадры, мы поднимем восстание по всей Литве. Мы должны преобразовать наши лесные боевые отряды в спящие, ждущие своего часа и общего приказа", – пишет Душанский, цитируя ученого-медика.

По своей инициативе Маркулис в вильнюсском округе провернул неслыханную операцию: доставил Куликаускасу 6000 чистых легальных паспортов, и тот приказом "демобилизовал" своих партизан до лучших времен, снабдив каждого новыми документами.

Паспорта для людей Куликаускаса оказались "мечеными атомами" в руках спецслужб. Чекисты знали о "жалюкасах" все – кто куда направился и чем занимается. Начальника округа Куликаускаса профессор Маркулис выманил "на встречу с английским резидентом". Бандита схватили. За преступления, включая массовые убийства в годы немецкой оккупации, его приговорили к расстрелу.

Что касается "Орла", он еще несколько лет находился вне подозрений. Никому в голову не могло прийти, что тщательно законспирированный "настоящий патриот" является агентом МГБ и воюет против "лесных братьев" за другую, советскую пролетарскую Литву, которая его душе и сердцу ближе. Как он сам говорил, "страну и народ нужно вылечить от душевной заразы".

О времена, о нравы

Юозаса Маркулиса вместе с семьей вывезли в Ленинград после того, как заброшенный в леса диверсант Юозас Лукша по блатной кличке "Бриллиант" сумел убедить руководителей подпольного движения, что бывший генерал-майор – агент НКВД-МГБ. Домой профессор возвратился в 1954, много работал. Ушел из жизни в 1987, в возрасте 74 лет.

В независимой Литве "Орла" считают таким же предателем, как Костаса Кубилинскаса и Альгиса Скинскиса. Недавно по национальному телевидению LRT прошла программа "История вещей", целиком посвященная "кровавому служителю режима". Ему вменяют выдачу 187 бандитов, 18 из которых Трибунал Прибалтийского военного округа приговорил к высшей мере наказания за жестокие преступления против мирного населения.

Отрицание от противного. Как на Западе объяснили героизацию нацистов в Литве >>>

Увлекающийся историей ХХ века министр обороны Литвы Арвидас Анушаускас, самый большой предатель среди членов действующего кабинета, склонен считать, что на совести агента влияния "Орла" НКВД-МГБ не менее 1500 жертв, но никакими фактами эксперт-любитель не располагает.

Бывший ученик, ныне доктор медицины профессор Римантас Янкунас считает, что бывший учитель был самовлюбленным нарциссом, которому нравилось "управлять миром". Еще один птенец гнезда Маркулиса, доцент Юргис Плесчакаускас убежден: такая неординарная и талантливая личность могла бы с честью послужить Литве, но, к сожалению, "выбрала путь сопротивления западным ценностям и стала идейным коллаборантом оккупантов".

Эта троица негодяев суть борьбы профессора Маркулиса против "лесных братьев" свела к деньгам. Дескать, на подпольщиках сумел заработать более 100 000 рублей. Так легко и просто в Литве марают имена неугодных исторических фигур.

Постскриптум

Почему мы назвали Анушаускаса предателем? Как еще называть комсомольского активиста, изменившего в угоду времени своим убеждениям? Недалеко от него ушли доцент Юргис Плескачаускас и профессор Римантас Янкунас. Оба пресмыкались перед профессором Маркулисом, аплодировали ему, носили партийные билеты, с которыми распрощались, стоило ветрам дунуть в другую сторону.

Кому угодно, только не этим перевертышам судить Юозаса Маркулиса, "Орла".

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме