Собаке – собачье: в Литве площадка для выгула животных получила имя "лесного брата"

Сквер в Вильнюсе, которому дали имя "партизанского" командира Юозаса Лукша-Даумантаса

Светлана Круглова

В Литве спешно героизируют гитлеровских пособников из числа "лесных братьев". Их имена отливают в бронзу, высекают в камне. Но случаются казусы: в Вильнюсе площадку для выгула собак назвали в честь очередной "легенды".

В начале декабря 2020 года пресс-служба вильнюсской мэрии сообщила, что у городской власти появилась мысль отобрать у одного сквера имя "лесного брата" Юозаса Лукши, чтобы присвоить другому. Блюстители исторической нравственности неожиданно для себя обнаружили, что "светлое имя героя сопротивления советской власти соседствует с советской композицией "Соловушка".

Ее создал скульптор Римантас Даугинчис по мотивам рассказов "изменника и коллаборациониста Пятраса Цвирки, восхвалявшего в своем творчестве коммунистов, в том числе красных партизан".

Пятрас Цвирка
© Baltnews / Герман Седлецкий
Пятрас Цвирка

"Советский "Соловушка" и преклонение перед памятью Лукши явно диссонируют. Имя борца против оккупации достойно лучшего места для увековечивания", – рассказал агентству BNS Гедиминас Яунютис, председатель столичной комиссии по увековечиванию памяти. И такое место вскоре нашлось. Речь идет о крохотном горбатом треугольничке, зажатом между улицами Апкасу, Тускулену и Минтес.

Тридцать лет назад на этом пятачке обитали бомжи и алкоголики, с которыми безуспешно боролись жители близлежащих домов. Даже столичной полиции понадобился год, чтобы окончательно придушить гнойный гадюшник.

Двадцать лет назад зеленый холмик облюбовали местные собачники. Каждый вечер собиралось человек то 40, а то и 50 вместе с питомцами. Молодые мамы не позволяли себе выходить на этот газон с малышами. Да и взрослому приходилось тяжело, если вздумал пройтись по этому "минному" полю.

По просьбе вымученных "собачьими свадьбами" жильцов многострадальных 12-этажек Горсанэпидемнадзор стихийно возникший псиный полигон закрыл. И вовремя, поскольку в конце зимы 2021 года это место получило имя Юозаса Лукши.

Открывая объект, потомки кочегаров Освенцима из вильнюсской мэрии очень скромно вспоминали личность, ради которой расстарались: родился в 1921, погиб в 1951. В 1946 году ушел в лес бороться против "советских оккупантов" (с которыми ладил и сотрудничал два предыдущих года). Особой карьеры на военном поприще не сделал. Был застрелен под Каунасом своим же "лесным братом", который несколько лет сотрудничал с КГБ ЛитССР и являлся ценным агентом.

Маловато будет

Скудная биография для "легенды послевоенного вооруженного сопротивления". Но все можно поправить, добавив несколько фактов про этот фрукт по кличке Даумантас.

К Юозасу Лукше с уважением относятся литовские националисты и фашисты. Под их давлением 91 депутат Сейма из 141 по списочному составу решили считать 2021 год "годом Лукши-Даумантаса, одного из лидеров литовского сопротивления оккупационному режиму за его заслуги в борьбе за свободу Литвы, безусловное исполнение присяги", – оповестила коллег Радвиле Моркунайте из партии консерваторов.

Приличная девочка из семьи "красной профессуры" предложила передать на хранение гимназии имени Лукши государственный флаг, который в течение 2020 года развевался над главным литовским символом – башней Гедиминаса в Вильнюсе.

К сожалению, больше ничего позитивного к образу "легенды сопротивления" добавить не получается. Чего не скажешь о негативе.

Время Иуд

Ежегодно 22 июня депутат Сейма и предатель своего народа Эмануэлис Зингерис через международное агентство Jewish Telegraphic Agency просит соплеменников прекратить очернять Лукшу-Даумантаса, которого свидетели изуверского уничтожения евреев в гараже каунасской компании обвиняют в активном участии в погроме, который стал самым страшным символом литовской части Холокоста.

Вот что пишет в своих воспоминаниях литовский "охотник за нацистами" Нахам Душанский, участвовавший в арестах всех руководителей литовского террористического подполья:

"Впервые Лукша обратил на себя внимание органов НКВД сразу после освобождения Литвы от немцев. Он присутствовал на встрече студенческой молодежи с приехавшим из Москвы писателем и главным сталинским публицистом Ильей Эренбургом и там передал из зала Эренбургу записку с текстом "Сталин и Гитлер – оккупанты Литвы". Кто-то из присутствующих узнал в Лукше одного из тех студентов, которые 23–25 июня 1941 года убивали ножами и забивали насмерть ломами каунасских евреев в центральном гараже "Летукис".

А вот что рассказывал Baltnews Юлюс Декснис, вожак ветеранов, воевавших на стороне антигитлеровской коалиции:

"Лукша – классический военный преступник. В 1941 году он принимал активное участие в массовых убийствах евреев, во время каунасского погрома лично отрезал голову раввину Залману Оссовскому".

Одним словом, клейма ставить некуда. Тем не менее выкрест Зингерис не унимается: "Обвинения Лукши в участии Холокосте, в уничтожении граждан Литвы – сильный удар по престижу литовского государства. Но это ложь, которую эксплуатируют враги. Нельзя поддаваться влиянию кремлевской пропаганды".

Ничего удивительного – Иуда покрывает Иуду.

Деньги решили судьбу "лесных братьев"

Как ни странно, именно этот человек подвел под эшафот многих командиров "лесных братьев". В 1950 году после обучения в диверсионной школе он был десантирован в Литву, чтобы профессионально заниматься террористической деятельностью. При Лукше находилась крупная сумма денег в иностранной валюте.

Вот что рассказывает Душанский:

"Диверсантом он был никаким, особых боевых достижений за ним не числится. Но вдруг всплыл такой факт, что группа Лукши привезла с собой большую сумму денег в американской валюте, и основную часть денег он уже передал Раманаускасу. И тогда под плотное наблюдение были взяты все валютные менялы в Вильнюсе и Каунасе, ведь для нелегального существования и финансовой поддержки остатков подполья требовались советские деньги. И наше терпение было не напрасным, чутье не подвело. В дни Венгерского восстания Раманаускас был взят спецгруппой МГБ, захвачен вместе с женой Бируте и двумя телохранителями на квартире у одного "валютчика".

Получается, что одно доброе дело в своей, к счастью, короткой жизни этот негодяй все-таки успел сделать. Но благодарить его не стоит.

Резюмируем рассказ о новом сквере имени Лукши в центре столицы Литвы Вильнюса. Очень не хочется обижать четвероногих друзей человека, но старая пословица так звучит: "Собаке – собачья смерть".

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме