Пострашнее оружия массового поражения. Брюссель знает, как усмирить "бунт" Варшавы

© Sputnik / Алексей Витвицкий

Алексей Языков

Евросоюзу придется применить против Польши самые жесткие меры, чтобы преподать урок послушания всем потенциальным "бунтарям".

Евросоюз может не выдержать удара, нанесенного ему решением высшей судебной инстанции Польши признать главенство национального законодательства над общеевропейским правом. В Брюсселе сейчас говорят о том, что реакция на действия правящей в Варшаве партии "Право и справедливость" должна быть максимально жесткой и что в противном случае может начаться "коллапс" альянса.

Основу его существования составляет как раз то, что теперь взялась отрицать Польша, – общее правовое пространство, добровольное подчинение национальных правительств общеевропейским директивам.

Конституционный трибунал Польши своим недавним вердиктом о превалировании национального законодательства над общеевропейским нанес удар по основополагающему принципу европейской интеграции.

Несколько статей договоров Евросоюза, как гласит решение трибунала, не соответствуют польской конституции. Из чего следует вывод об отказе Варшавы признавать верховенство права альянса и выполнять обязательства, данные при подписании страной общесоюзных соглашений.

"Если мы не будем придерживаться в ЕС принципа, согласно которому равные правила соблюдаются одинаково повсюду в Европе, Европу ожидает коллапс", – комментируя решение Варшавы, заявила курирующая вопросы "ценностей и прозрачности" вице-президент Еврокомиссии Вера Йоурова, представляющая в системе исполнительной власти Евросоюза Чехию, номинального союзника Польши по Вишеградской группе. – "Вот почему нам придется реагировать на эту новую главу, которую начал рисовать Конституционный суд Польши".

Чешского комиссара процитировали все европейские издания, почти не скрывающие раздражения политикой варшавских властей. Все с подробностями сообщили и о стотысячной демонстрации протеста поляков, не желающих рисковать потерей всего того, что дает стране членство в альянсе.

Многие в Брюсселе и в Польше считают, что так называемые евроскептики, национал-консервативная партия "Право и справедливость", ведет дело к выходу страны из состава Евросоюза, создавая тем самым опасный кризис и ставя под вопрос его дальнейшее существование. Он выдержал разрыв с Великобританией, став в чем-то даже сильнее после ее выхода в результате Брексита, но справится ли альянс с повторной процедурой "развода", большой вопрос.

Брюсселю предстоит максимально жестко "поставить на место" Варшаву, чтобы избежать или хотя бы смягчить этот кризис. А также чтобы, как и в истории с Брекситом, преподать урок на будущее всем тем центрально- и восточноевропейским столицам, что вдруг решат пойти по пути поляков.

Повторение сценария "бунта" вполне возможно, если учесть, как сильны сейчас национал-консерваторы в ряде постсоветских республик, включая, например, Эстонию с ее набирающей популярность партией EKRE.

Кризис сомнений в могуществе и решимости Брюсселя

Но в том-то и дело, что кризис Евросоюза состоит не в том, что одно из крупнейших, пусть и не самых влиятельных его государств демонстративно отказывается подчиняться общим законам, ставя под сомнение легитимность самого существования альянса.

Кризис, надо полагать, создается неуверенностью вполне лояльного Брюсселю населения и национальных правительств в том, что центральная власть Евросоюза готова пойти на решительные меры, что она вообще готова пойти на какие-то меры, чтобы спасти основополагающую идею "европейского проекта" или скорее пока еще не воплощенную мечту о единой могучей Европе.

Призывающие к приведению Варшавы к порядку депутаты Европарламента и комиссар Йоурова, говоря о средствах воздействия на скандальную Польшу, имеют в виду, в первую очередь, лишение ее возможности получать средства фондов альянса.

О необходимости привязать право на доступ к общесоюзным деньгам (и в случае Польши очень немалым деньгам) к обязательному соблюдению принципов и ценностей Евросоюза говорится давно и подробно на самых разных уровнях власти и именно в связи с "проблемными" Польшей и Венгрией.

Где, как неоднократно подчеркивалось Брюсселем, нарушаются права женщин, сексуальных меньшинств и мигрантов, принцип свободы слова и попирается принцип независимости судебной власти. Лишение денег – единственное, но достаточно действенное оружие центральной власти альянса, способное заставить отступить взбунтовавшуюся столицу.

У Брюсселя нет иных эффективных инструментов воздействия и тем более средств принуждения правительств к исполнению ранее принятых обязательств.

Запахло жареным. Литва надеется на компромисс Польши и ЕС >>>

Попытки "прижать" ту же Варшаву, а точнее говоря партию "Право и справедливость", которую поляки на выборах упорно наделяют полномочиями ими управлять, неоднократно проваливались.

Союзники Польши (во всяком случае, на тот момент они ими были) включая и Эстонию, неоднократно в прошлом давали понять, что не проголосуют за применение к полякам Статьи 7 Лиссабонского соглашения, карающей отлучением от принятия решений в Совете. То есть фактически единственного инструмента европейского права, предусмотренного для "купирования" опасной и враждебной европейской идее политики какого-нибудь национального правительства.

Его применение требует единогласного решения всех государств альянса, получить которое не представляется возможным, пока у Варшавы в союзниках есть хотя бы одна сочувствующая столица. Насчет стран Балтии еще можно сомневаться (хотя относительно Литвы, пожалуй что и нет), но Будапешт точно пойдет вразрез с намерением наказать поляков.

В арсенале Евросоюза – только лишение денег

Так что единственным "оружием" Брюсселя остаются деньги, бесплатные или почти бесплатные средства фондов Евросоюза, которыми Польшу подпитывали и подпитывают более чем кого-либо еще из Центральной и Восточной Европы. Очевидно, что оружие это действует только против не самых богатых стран альянса, нетто-получателей общесоюзных средств и не может быть применено против доноров общесоюзной кассы, то есть западноевропейских государств.

Как отмечает ряд политологов, Польша за предыдущие годы уже получила от Брюсселя почти максимум возможных средств (около 10 миллиардов евро в год), а понятия "чувство благодарности" – вещь довольно субъективная и в международных отношениях практически не применяется.

Больше используется принцип "уже оказанное одолжение ничего не стоит". Варшава может пожертвовать "ради принципов" теми "крохами", что ей еще полагаются. Однако суммы это весьма впечатляющие: около 23 миллиардов в виде грантов и 34 миллиарда в виде дешевых кредитов.

Евросоюз притормозил процесс одобрения представленного Варшавой плана освоения средств антикризисного фонда "Новое поколение ЕС", то есть дал понять, что названные выше суммы поляки не получат, если не одумаются.

Премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий назвал это шантажом и на всякий случай заверил общественность, что разговоры о выходе его страны из Евросоюза – ложь (угрозы нарастания массовых протестов, возглавляемых пробрюссельской оппозицией, Варшаве хотелось бы избежать).

Польша не подписывалась на новые европейские правила >>>

Поляки также (в компании с венграми) обратились в тот самый Суд альянса, юрисдикцию которого в ключевых вопросах теперь официально как бы не признают, с требованием отменить право Брюсселя на блокирование финансирования страны из средств бюджета блока.

И вполне вероятно, что Варшава эти тяжбы с Евросоюзом выиграет, опираясь на те самые "попранные" ею общеевропейские соглашения и директивы. Варшава называет положения, позволяющие Брюсселю предпринять попытку блокировать средства фондов "инструментом наказания", "политической процедурой с политическим намерением". Не бог весть какой богатый правовой лексикон, но суть обвинения в принципе понятна.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме