"Где же прикрепить флаг?" Знамение Великой Победы глазами советских солдат

Знамя Победы на здании Рейхстага в Берлине
РИА Новости

Николоз Церетели

Мелитон Кантария – один из сотен тысяч грузин, сражавшихся в Великой Отечественной войне. Вместе с Михаилом Егоровым он водрузил Знамя Победы на крыше здания Рейхстага.

Мелитон Варламович Кантария родился 5-ого октября 1920 года в селе Джвари Западной Грузии. Получил четыре класса образования, что было не так уж мало в те годы. Работал в колхозе, привык к нелегкому, но благородному крестьянскому труду.

Как и все сверстники, Мелитон Кантария отправился в армию. Великую Отечественную войну он встретил в 1941 на Западном фронте.

После шока первых дней Советская армия начала оказывать фашистам все более яростное сопротивление. Прикрывая путь на Москву, с врагом яростно бился Смоленск.

Воины одной из частей Красной Армии охраняют мост, Западный фронт, 1941
© Sputnik / Леонид Бать
Воины одной из частей Красной Армии охраняют мост, Западный фронт, 1941

Никому еще не известный пулеметчик Кантария со своим подразделением отбивал яростные атаки фашистов на смоленский вокзал. На этом смоленском вокзале он получил свое первое ранение.

Позже Кантария вернулся в строй и вновь принял участие в самых тяжелых боях лета 1942 года. Немцы сконцентрировали свои силы для таранного удара на Юге. Мелитон Кантария сражался с врагом под Ростовом, стратегическое значение которого было огромно.

В 1943 году он получил новое ранение, но вернулся в строй, и постепенно судьба привела его в составе третьей ударной армии 1-ого Белорусского фронта к стенам Берлина, где он вместе с однополчанином Михаилом Егоровым водрузил Знамя Победы на крыше здания Рейхстага.

Советские солдаты Михаил Егоров (справа) и Мелитон Кантария , водрузившие Знамя победы над берлинским Рейхстагом в мае 1945 года
© Sputnik /
Советские солдаты Михаил Егоров (справа) и Мелитон Кантария , водрузившие Знамя победы над берлинским Рейхстагом в мае 1945 года

Командир Василий Шатилов так вспоминал 30 апреля 1945 года:

"Егоров и Кантария под прикрытием группы Береста продолжали пробиваться к верхним этажам. Внезапно каменная лестница оборвалась – целый марш оказался разбитым. Замешательство было недолгим. "Я сейчас", – крикнул Кантария и метнулся куда-то вниз. Вскоре он появился с деревянной стремянкой. И снова бойцы упрямо полезли верх.

Вот и крыша. Они прошли по ней к громадному всаднику. Кругом метались вспышки. По кровле постукивали осколки. Где прикрепить флаг? Около статуи? Нет, не годится. Ведь было сказано – на купол. Ведущая на него лестница шаталась – она была перебита в нескольких местах.

Тогда бойцы полезли по редким ребрам каркаса, обнажившегося из-под разбитого стекла. Передвигаться было трудно и страшно. Карабкались медленно, друг за другом, мертвой хваткой цепляясь за железо. Наконец достигли верхней площадки. Прикрутили ремнем к металлической перекладине Знамя – и тем же путем вниз. 

Когда Егоров и Кантария предстали перед Неустроевым, на часах было без десяти одиннадцать вечера. А пять минут спустя Зинченко торжественно доложил по телефону:

– Товарищ генерал, Знамя Военного совета укреплено на куполе рейхстага в двадцать один час пятьдесят минут по московскому времени!

Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Знамя Победы на здании Рейхстага в Берлине. Солдаты батальона под командованием капитана Степана Неустроева салютуют на крыше Рейхстага.
© Sputnik / Яков Рюмкин
Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Знамя Победы на здании Рейхстага в Берлине. Солдаты батальона под командованием капитана Степана Неустроева салютуют на крыше Рейхстага.

А вот это воспоминания о том дне самого Кантарии:

"Командир нашего 756-го стрелкового полка полковник Федор Матвеевич Зинченко вручил мне и Егорову Знамя и сказал, что надо его водрузить на куполе рейхстага. Оно должно стать символом нашей победы над германским фашизмом. Рейхстаг брали многие и многие сотни солдат и офицеров. И все водружали на крыше, колоннах, в оконных проемах знамена, флаги и флажки разных частей и подразделений. Но именно наше Знамя было признано официальным. И должны были его водрузить русский и грузин".

До конца жизни Кантария оставался скромным, не хотел выделяться. Сам маршал Победы Георгий Жуков предлагал ему получить военное образование, предсказывая генеральскую карьеру. "Я свое отвоевал, я люблю село, дом, уже поздно мне идти в Академию", – ответил Кантария.

Мелитон Кантария пережил страну, победное знамя которой он поднял, но его подвиг по-прежнему жив в памяти потомков.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме