Напряженность в преддверии президентских выборов в Польше вызвана в первую очередь четким пониманием, что в условиях существующих ограничений проведение полноценного избирательного процесса по сути невозможно. Эту правду понимают все, но основной игрок польской политики понимает также и другое – масштабы кризиса будут настолько сильны, что через несколько месяцев у него вообще не останется шансов одержать победу.
Проигрыш кандидата партии власти Анджея Дуды в условиях кризиса практически неизбежен. В условиях нынешнего конституционного строя он чреват печальными последствиями для "Права и справедливости" (ПиС). Коабитация вполне возможна в странах с низким уровнем политического конфликта. В Польше такой расклад приведет к полному блокированию законодательных проектов правительства.
Президент вправе отрицать проекты парламентского большинства, а чтобы преодолеть его вето необходимо собрать 3/5 голосов от общего количества депутатов нижней палаты парламента. У партии "Право и справедливость" парламентское большинство зависит от пять депутатов (у ПиС 235 из 460 парламентариев). Возможность привлечения к коалиции дополнительных партнеров практически отсутствует.
Получается, что возможная победа оппозиционного кандидата на пост президента на самом деле лишает партию Ярослава Качиньского рычагов власти. Партия сможет, естественно, оставаться у власти, тем не менее принимать новые системообразующие законы уже не получится.
Таким образом, правительство ограничится управлением текущих процессов, а все это пройдет в условиях ожидаемого экономического кризиса и рецессии. Не исключено, что такая расстановка сил рано или поздно может закончиться досрочными парламентскими выборами.
Сценарий отказа от власти в сложный период экономических и социальных волнений может стать очень привлекательным во многих странах. С тактической точки зрения, учитывая грядущие кризисные явления, с которыми ни одно правительство, действующее в рамках существующей неолиберальной парадигме, справиться не в состоянии, можно прагматически рассматривать вариант временного отказа от власти, с целью возвращения в правительство после следующих выборов.
Однако такой тактический ход нереален в условиях авторитарного строя, которой создает уже почти пять лет Ярослав Качиньский и его партия. Переход в оппозицию чреват в данном случае многочисленными рисками, так с правовой (возможность возбуждения уголовных дел против членов нынешнего правительства), как и с политической (юридическое отстранение чиновников в связи с превышением полномочий) точек зрения. Следовательно, ПиС от власти не откажется, пытаясь остаться у руля любой ценой.
Частью этой цены будет проведение выборов в условиях пандемии. В соответствии с избирательным законом выборы были назначены на 10 мая, но это решение принято еще до начала эпидемии. Предвыборная кампания по сути не состоялась в связи с ограничениями, введенными в середине марта.
Единственным кандидатом, который получил бесплатный эфир и возможность публичных выступлений был действующий глава государства Анджей Дуда. Другие кандидаты даже не начали – общение через интернет и дистанционные интервью сложно считать полноценной избирательной кампанией. Об этом, кстати, говорится не только в Польше, но и в предварительных докладах международных структур – ОБСЕ и ПАСЕ. Получается, один из основных принципов демократических выборов не соблюден.
Дистанционное голосование
Несмотря на отсутствие возможности проведения избирательной кампании, есть еще один фактор, препятствующий проведению выборов. Назовем его техническим и организационным, хотя он напрямую связан с юридическими условиями, определенными избирательным кодексом.
Проведение традиционного голосования на избирательных участках невозможно с точки зрения эпидемиологических соображений. Дистанционное голосование уже несколько лет в польском избирательным законодательстве не применялось.
Кстати, записи, предоставляющие возможность письменного голосования были отменены по инициативе политиков ПиС, которые утверждали, что данная процедура создает риски массовых фальсификации итогов голосования. В марте в экстренном порядке правящая партия внесла изменения в избирательный кодекс, позволяющие принять участие в выборах в письменном виде желающим пенсионерам, которых определил в группу особого риска. В начале апреля принят отдельный закон, который позволяет провести голосование в исключительно дистанционном, письменном порядке.
Именно это последнее решение парламентского большинства вызвало недоумение не только у оппозиции, экспертов, юристов и политологов, но также у международного сообщества. В соответствии с данным законопроектом, основным организатором выборов станет почта, как государственная структура, подконтрольна я партийному функционеру ПиС, министру государственных активов Яцеку Сасину.
Для организационной подготовки госпредприятия к новым задачам, министр срочно уволил гендиректора "Польской почты" и назначил на эту должность замминистра обороны Томаша Здзикота. Здзикот тесно связан с одним из ключевых сотрудников Качиньского Мариушом Блащаком, отвечал в Минобороны в том числе за кибербезопасность, что стало причиной слухов о его сотрудничестве со спецслужбами. Новый гендиректор почты намерен организовать избирательный процесс с участием более 80 тыс. сотрудников предприятия и с привлечением армии, обеспечивающей ход голосования.
Идея дистанционного голосования заключается в том, что почта доставит всем избирателям бюллетени, после чего попытается их собрать в специально подготовленные ящики и доставить в районные избирательные комиссии. В статье 5 спецзакона говорится о том, что избиратель будет вынужден заполнить не только бюллетень, но и документ подтверждающий его личность (имя, фамилия, идентификационный номер).
Несомненно, такая практика напрямую противоречит принципу тайного голосования. Члены избирательных комиссии при желании могут проверить кто и за кого проголосовал. Такое мнение подтверждают юристы. Профессор Рышард Пиотровский, конституционалист говорит, что "данные практики нарушают принципы честности и тайности выборов".
Один из претендентов в предвыборной гонке высказался более резко: "У нас пытаются отнять страну, когда мы не смотрим. Это государственный бандитизм", – сказал Шимон Холовня.
Помимо нарушения упомянутых принципов, проведение выборов создаст еще многие другие проблемы, не только технического плана, но и эпидемического, о чем говорят все специалисты.
Перенести голосование на более поздний срок можно легко, но для этого необходимо ввести один из предусмотренных основным законом видов ЧП. Понимая, что это, возможно, последний шанс сохранить власть, Качиньский решил, что выборы пройдут. Любой ценой и несмотря на уровень их легитимности.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.