Посмотреть истории в глаза: как Литва прикрывает пособника нацистов

Фотография Йонаса Норейки
© Baltnews

Американская журналистка Сильвия Фоти, чей дедушка Йонас Норейка был причастен к Холокосту в Литве, рассказала о том, что она испытала, узнав правду о своем родственнике.

Американская журналистка Сильвия Фоти в статье, написанной для The Wall street Journal, рассказала о реакции литовцев на ее откровения о том, как долгое время питала иллюзии относительно своего деда Йонаса Норейки и как ужаснулась, когда узнала правду, узнав, что ее предок был пособником нацистского режима и принимал прямое участие в Холокосте.

По словам журналистки, когда ее мать на смертном одре в 2000 году попросила написать рассказ о ее героическом отце, она с энтузиазмом согласилась. Однако, копнув глубже, Фоти обнаружила, что ее дед также был виновником Холокоста, причастным к убийству по меньшей мере восьми тысяч евреев.

Она считает, что, когда она выставила на обозрение всему миру тот факт, что 22 августа 1941 года ее дед подписал приказ об отправке тысячи евреев в гетто в Загере, где они были убиты, имидж Литвы, как невинного свидетеля Холокоста, был опровергнут.

Между тем, по утверждению Фоти, литовцы практически полностью исключили ее из информационного поля. "Они (литовцы – прим. Baltnews) хотят, чтобы моя история исчезла. Отрицание Литвой своей роли в Холокосте настолько сильно, что некоторые друзья и родственники назвали меня предателем. Литовцы травмированы нежелательным ярлыком преступников", – отметила журналистка.

Евреи, наоборот, обнимают и благодарят за рассказанную правду. Они до сих пор не могут поверить, что литовец признал правду, так как для Литвы практически неслыханно, чтобы член семьи признался в преступлениях своего деда, пишет Фоти.

По ее словам, российские дипломаты пытались связаться с ней, уговаривая на интервью с многомиллионной аудиторией, но журналистка отказалась.

"Из-за этой истории Литва плохо выглядит, но, я считаю, что лучше смотреть истории в глаза, чтобы не повторять ошибок. Когда вы выражаете словами то, что кажется необъяснимым, травма теряет часть своей силы. Я поняла, что национальные нарративы – серьезное дело. Они (власти Литвы – прим. Baltnews) строят страну и прививают культурную сплоченность, и от них не откажутся без протеста", – заключает в своей статье Сильвия Фоти.

Напомним, что в июне 1941 года Норейка возглавил восстание против Советского Союза, в июле – приказал убить две тысячи евреев Плунге, а в августе благодаря немецкой протекции он стал главой Шяуляй и в том же месяце подписал приказ отправить тысячи евреев на смерть. Под его надзором было убито около восьми тысяч человек.

Согласно доминирующей в Литве позиции, Норейку и таких же пособников нацистов, как он, подписать эти документы заставили немцы. Однако известно, что должность главы Шяуляй принесла ему лучший дом, тысячу рейхсмарок в месяц и работу для супруги.

Ссылки по теме