Уже пятый год в Польше местные правые радикалы проводят марши в честь Ромуальда Райса и его соратников, участников вооруженного антикоммунистического подполья. Против шествий протестуют как многие поляки, так и белорусы – "борцы за независимость" запомнились не доблестью, а актами геноцида, насилием и грабежами. Почему же преступники чествуются как национальные герои?
Отбросов нет – есть кадры
Национализмы на постсоветском пространстве вобрали в себя множество исторических мифов – местечковые патриоты не гнушаются ни подтасовками фактов, ни обманами, ни откровенной ложью. В их речах весьма сомнительные персонажи первой половины XX века предстают борцами за свободу и истинными героями. Так происходит и в Польше, где в угоду политической конъюнктуре преступники превращаются в борцов за свободу страны.
С 2011 года в Польше на государственном уровне 1 марта отмечается День памяти "проклятых" солдат. "Проклятыми" или "отверженными" их называют, полагая, что от "героев независимого подполья" отреклось руководство собственной страны. По мнению националистов, польские спецслужбы вместе с советскими органами уничтожали тех, кто боролся за "польскую идею". Боролись последние, правда, странными для героев методами: населению они запомнились казнями, террором и погромами.
Именно так действовал один из отрядов "проклятых солдат" под командованием Ромуальда Райса с псевдонимом "Бурый", ставший сегодня иконой для польских праворадикалов. В частности, в 1946 году эти "патриоты" совершили массовое убийство 79 белорусов на польском Подляшье – лишь из-за их белорусского происхождения и православного вероисповедания. Теперь там, где "отверженные" творили свои злодеяния, польские националисты проводят марши в память палачей.
"Польша для поляков"
С 2016 года марши памяти "проклятых" ежегодно проходят в Гайновке – одном из мест компактного проживания этнических белорусов. Именно в Гайновском повяте на границе Польши и Белоруссии совершал свои преступления "Бурый" – а современные польские националисты убеждены, что его команда всего лишь боролась с коммунизмом. Они отрицают свидетельства злодеяний "отверженных", уверяют, что не руководствуются национальным признаком, а якобы всего лишь хотят, чтобы в тех местах "отмечались польские праздники" – можно быть уверенным, Райсу бы понравилось такое объяснение.
Их слова явно находят понимание у представителей власти: в прошлом году попытка запретить марш была успешно обжалована в суде, а в 2020 году шествию и вовсе решили не чинить препятствий. Как пояснил местный бурмистр Ежи Сирак, в этом году он решил не тратить на это силы и время, хотя сам и выступает против марша.
Впрочем, местные власти странным образом не хотят тратить силы и время и на обновление мемориал жертвам "Бурого". Этим вынуждены заниматься волонтеры из содружества "Курск" – а за труд по реставрации памятников их упрекают в сотрудничестве с "авторитарными режимами" Москвы и Минска…
Действия "Бурого" одобряются на высшем уровне: если после войны органами судебной власти Республики Польша Райс был признан в совершении актов геноцида, а самого его казнили в Белостоке, то после 1989 года все изменилось. В 1995 году суд Варшавского военного округа отменил смертный приговор "Бурому" с формулировкой, что убийства совершались "в условиях высшей необходимости для восстановления независимости польского государства". В 2019 году "Бурого" оправдал и польский Институт национальной памяти, подтвердив судебное постановление от 1995 года – ну перестарался немного Райс, а что там жертвы, когда речь шла о "высшей необходимости"?
Плевок на могилы
Естественно, что такие действия вызывают возмущение и обеспокоенность в Белоруссии. Особенно кощунственно выглядит факт проведения марша в год 75-летия Победы в Великой Отечественной войне.
"Самое обидное, что [во время марша радикалов] опять будут говорить о Райсе – военном преступнике, человеке, который причастен к уничтожению этнических белорусов. Он убивал, сжигал православное население целыми деревнями", – заявил заместитель председателя комиссии по международным делам Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Олег Гайдукевич.
В Польше тоже осознают, к чему может привести активность правых радикалов. На организаторов марша уже подали заявление в прокуратуру, попросив обратить внимание на их призывы к ненависти.
"В сообщениях на своих профилях организаторы марша писали о национальном происхождении жителей Гайновки, называли их русинами и ставили под сомнение их лояльность к польскому государству. Их называли коммунистами и связывали это с национальностью. Там прямо говорится, что с этим надо бороться", – пояснил подавший иск представитель организации "Граждане Республики Польша" Игорь Исаев. Если во время шествия власти города и полиция не будут реагировать на лозунги радикалов, то противники марша будут его блокировать.
Сегодня мы видим, как многие страны идут по пути переписывания истории и героизации нацистов. Их потворство дает прорасти семенам зла – акции националистов оскорбляют память жертв преступников, сея раздор между народами.
К сожалению, на это часто закрывают глаза – и особенно странно видеть это в государствах, пострадавших от нацизма в военные годы. Говоря о демократии и свободе для всех, они забывают о том, что разрешение и проведение таких маршей просто неприемлемо. Да, пока все ограничивается маршами и лозунгами, но нет сомнения – этого джинна, вырвавшегося из бутылки, просто так остановить не получится.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.