"Розница только штаны и поддерживает". Как в Литве выживает русскоязычная пресса

Газеты

Издатель и главный редактор еженедельника "Литовский курьер" Валерий Третьяков рассказал, как в республике чувствует себя русскоязычная пресса.

На сегодняшний день в Литве выпускаются четыре русскоязычных еженедельника – "Литовский курьер", "Обзор", "Экспресс-неделя" и "Пенсионер". Издатель и главный редактор еженедельника "Литовский курьер" Валерий Третьяков рассказал, что происходит с русскоязычными СМИ.

"Мы живем интересами Литвы и в первую очередь ассоциируем себя с русскоговорящими, которые здесь проживают. Но часть наших читателей – это все-таки литовцы, которым за 50-60 лет. Люди, которые читают на русском языке, потому что ту информацию, которую подает "Литовский курьер", практически невозможно найти ни в одном другом литовском издании. Как правило, все наши газеты сосредоточены на каких-то скандалах и местечковых проблемах, а мы смотрим на мир шире", – заявил Третьяков в интервью Sputnik Литва.

Розница спасает

Тираж газеты "Литовский курьер" составляет около 20 тысяч, из которых подписка – около 2,5 тысяч, а все остальное – розница. Больше половины продают в Вильнюсе, второе место занимает Каунас, третье – Клайпеда. Преимущественно газета продается в торговых центрах, однако "иногда попахивает саботажем".

"Бывает, приходишь в один торговый центр – нет газеты в продаже, в другой – нет, идешь к администратору, спрашиваешь, почему нет, не продали ведь тираж еще. А он как ни в чем не бывало: "Ой, забыли выложить". А вот забыли или нарочно не поставили, тут ничего не докажешь. Раньше точно шкодили и задвигали русскую прессу, а сейчас даже не знаю. Нам это очень сильно вредит – только благодаря рознице штаны и поддерживаем", – рассказал Третьяков.

Бизнес ушел

Пятнадцать лет назад "Литовский курьер", по словам Валерия Третьякова, жил очень хорошо – было много рекламы, бизнес выкупал место на полосах. Впоследствии из-за экономических и политических причин многим предприятиям пришлось пересмотреть статьи расходов:

"Литовские компании не хотят давать нам рекламу – считают пророссийскими, рукой Москвы. Если десять лет назад, до прихода Грибаускайте, у нас было очень много местной рекламы, то с новым президентом ее не осталось. Предприниматели не хотят с нами связываться, перестраховываются. Я же многих руководителей лично знаю. Говорю: "Помоги, дай немного рекламы". А человек отвечает: "Я лично тебе могу помочь. Хочешь, из кошелька денег дам? Но только не в газету. Зачем мне потом всякие там проверки?".

Вместо литовских предпринимателей рекламу дают латвийские и эстонские компании, которые работают на литовском рынке. Однако это не те средства, которые нужны для полноценного издания бумажной прессы.

Русофобия как тренд

По мнению главреда "Литовского курьера", страх жителей республики перед общением с журналистом из России связан с волной русофобии, которая появилась при старом президенте и не спадает при новом.

"Я не знаю, откуда у людей появляется этот страх. Скорее всего, люди смотрят литовское телевидение, и, когда постоянно показываются сюжеты о каких-то угрозах со стороны России или Белоруссии, этого не избежать", – считает Третьяков.

Он отметил, что редакция никому не симпатизирует – материалы публикуются исходя из объективности и информационного повода. Так, например, в каждом номере есть фотографии Владимира Путина, поскольку лидер России на слуху и новости крутятся вокруг него:

"И что – разве из-за этого нас можно назвать пророссийской газетой? Нет. Мы литовская газета на русском языке, издающаяся в первую очередь для граждан Литвы. Повторюсь, что где-то 35 процентов наших читателей – это литовцы. Мы это точно знаем еще и потому, что в редакцию приходят письма, написанные на грамотном литовском языке. Обратная связь у нас по-прежнему существует".

Третьяков посетовал на то, что нынешний президент республики Гитанас Науседа не только не пытается снизить градус русофобии, но и, напротив, оставляет его в приоритетах внутренней и внешней политики:

"Сегодняшнее обращение нашего президента к спецслужбам, чтобы они вели приватные разговоры с людьми, которые могут быть связаны с Россией или другими странами бывшего СССР, чтобы при малейшем подозрении ДГБ мог приглашать граждан на беседу, чтобы литовцы вели себя осторожно, не поддавались на провокации... Это же маразм".

Будущее прессы

Валерий Третьяков считает, что не сегодня-завтра газеты начнут закрываться, но есть перспектива – в Европарламенте должны понять, что национальные общины Литвы заинтересованы в получении качественной информации на родных языках, и начать финансировать СМИ на национальных языках. Однако достучаться до европейских чиновников тяжело.

Вслед за "бумагой" могут умереть и сайты, заметил Третьяков, поскольку отказаться от бумаги в пользу электронной версии невозможно:

"А какая разница, на бумаге пишет журналист или в интернете – все равно платить зарплату нужно. А если на твою страницу заходит от 3500 до 5000 уникальных пользователей в сутки, как это сейчас происходит у нас, никто рекламу на твой сайт не даст. Вот и получается замкнутый круг, из которого выходов мало, и времени почти не осталось".

Ссылки по теме