Во время предназначенного литовским журналистам семинара глава мемориального комплекса жертвам Холокоста Яд Вашем Авнер Шалев сказал, что хочет, чтобы информация для посетителей в находящемся здесь музее была представлена и на литовском языке.
"Я думаю, что это нужно, однако нам нужны профессионалы, которые бы могли сделать переводы. Я думаю, что это очень важно", – приводит The Baltic Times заявление Шалева.
Яд Вашем – израильский национальный мемориал Холокоста и Героизма. Цель мемориала – увековечивание памяти евреев, ставших жертвами нацизма в 1933–1945 года. В комплексе хранятся артефакты жертв, свидетельства и документы.
Для Литвы тема Холокоста болезненно близка. Во время Второй мировой войны было уничтожено до 95% евреев, проживающих на территории республики в довоенный период. Особый "вклад" в геноцид внесли сами литовцы, перешедшие на сторону нацистов. Поэтому любое заявление, в котором рядом стоят "Литва" и "Холокост", имеет ценность.
Так что же хотел сказать глава израильского мемориального комплекса, поддерживая перевод находящейся в музее информации на литовский язык?
Во-первых, то, что происходящую в Литве героизацию пособников нацистов и причастных к истреблению евреев граждан теперь видят, и видят довольно отчетливо.
Изначально тема беспокоила немногих, и литовские политики охотно и быстро давали этим немногим отпор. Так, автора книги "Свои. Путешествие с врагом" Руту Ванагайте фактически выгнали из республики после публикации произведения. Травля, обрушившаяся на Ванагайте в 2016 году, не утихает до сих пор.
Одним из немногих обличителей Литвы была и остается Россия, которая регулярно призывает обратить внимание на искажение событий Второй мировой войны, переписывание истории и героизацию пособников нацизма.
От России литовские политики отмахнулись с помощью встречных обвинений в "дезинформации и пропаганде".
Задело также американскую журналистку Сильвию Фоти, которая опубликовала расследование о деятельности своего деда Йонаса Норейки и указала на противодействие властей республики правде. Примечательно, что Фоти раскритиковали обычные литовцы:
"Мы все слышали о том, что делал Норейка во время войны. Несомненно, он выбрал неверный путь. Но его внучка должна была хранить молчание. У каждой семьи есть свои нелицеприятные тайны, но о них не принято говорить. Лучше промолчать", – комментировала расследование учительница и библиотекарь начальной школы имени Норейки Йоланда Тамосиуниене.
Однако теперь проблему видят, о ней говорят, и политикам республики не удастся так просто уйти от ответа, поскольку склонность Литвы к героизации пособников нацистов начала искренне беспокоить мировое сообщество. И это является вторым сигналом, посланным Литве через заявление главы Яд Вашема.
Отправной точкой начала беспокойства стал демонтаж мемориальной таблички Йонасу Норейке в Вильнюсе летом 2019 года и последующие за этим события: протестные акции, возвращение таблички, закрытие Вильнюсской Хоральной синагоги и здания Еврейской общины из-за поступающих угроз и другие.
История облетела все мировые средства массовой информации, в том числе и Politico, The Washington Post. Осуждение пришло и из США:
"Прославление тех, чьи действия напрямую привели к преследованию и убийству тысяч невинных людей, создает раскол, дезинформирует общество, поощряя антисемитизм и омрачая международную репутацию Литвы. Кроме того, это лишает чести настоящих героев Литвы", – написала посланник Госдепартамента США по вопросам Холокоста Черри Дэниелс в Twitter.
But every country has its dark moments. When confronting difficult issues of the past, it’s important to objectively review the actions of historical figures to determine the impact of their actions, both positive and negative. [2/5]
– Cherrie Daniels (@StateSEHI) 13 сентября 2019 г.
На озабоченность литовской проблемой указывает и принятая Европейским парламентом скандальная резолюция "О важности европейской исторической памяти для будущего Европы", которая осуждает "исторический ревизионизм и героизацию нацистских коллаборационистов в ряде стран-членов Евросоюза". К этому "ряду стран-членов Евросоюза" относится и Литва.
И третьим, самым главным сигналом для республики, является призыв к действиям и решению проблемы героизации. Причем нынешних действий властей – публичного осуждения антисемитских явлений, призыва к разработке принципа "национальной политики памяти", демонтажа одной памятной табличке и переименования одной улицы – явно недостаточно.
Литву призывают открыть историческую правду своим гражданам, признать преступниками своих героев, участвующих в истреблении мирного еврейского населения и сотрудничающих с нацистами, отказаться от чествования этих людей.
Прислушается ли Литва к этому сигналу, неизвестно. История республики говорит нам о том, что пока нести ответственность за содеянное страна не готова. Показательный пример – происходящее вокруг Йонаса Норейки.
Летом 2018 года глава МИД Литвы Линас Линкявичюс призвал отказаться от героизации Норейки, но его осудили консерваторы, и страсти утихли. Вторую попытку признать ответственность предпринял мэр Вильнюса Ремигиюс Шимашюс, но это также вызвало гнев, и не только политиков, но и обычных граждан.
По всей видимости, у Литвы есть только такие герои. И пока страна их не хочет отдавать.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.