Не секрет, что педагоги Литвы уже многие годы – по меньшей мере, десять лет – сражаются за свои права, в прямом смысле штурмуя кабинеты правительственных и министерских чиновников.
В конце прошлого года по стране прокатилась волна протестов, забастовок и митингов: учителя требовали повысить зарплаты, обеспечить достойные условия труда и отказаться от "бульдозерных" реформ, которые не улучшают, а, напротив, отягощают работу образовательной системы в целом.
Дело в том, что фактически правящее большинство меняется в Литве каждые четыре года, министры образования – и того чаще, при этом каждый из них приходит с желанием внести какие-то изменения, говорит о таком модном понятии как "оптимизация", которая, по сути, является "сокращением". Также министры стремятся провести новые реформы.
Цели последних, как правило, себя не оправдывают, поскольку для того, чтобы реформа укрепилась и начала работать, необходимо десять лет, но новые власти регулярно отменяют и меняют ключевые аспекты, видение и стратегию, заложенную их предшественниками. В результате – систему школьного образования "лихорадит", а страдают педагоги, ученики и администрация школ, которые тянут на себе весь груз амбициозных задумок чиновников-начальников в Вильнюсе.
Здесь же необходимо напомнить, что зарплаты учителей в Литве остаются одними из самых низких в Евросоюзе, что сказывается на нежелании молодежи идти работать в школу.
Дефицит кадров
Литве грозит огромная беда, поскольку через несколько лет в Литве будет некому учить детей биологии, физике, химии, математике и даже английскому – с таким громким заголовком вышла статья в газете Lietuvos rytas, озвучившей мрачные мысли педагога-специалисты Вайвы Юшкене – декана педагогического факультета Вильнюсской коллегии. По ее словам, ситуацию в Вильнюсе, говоря о кадровом голоде, можно охарактеризовать как стабильно тяжелую, но в регионах она просто плачевная.
Эти заявления подтверждаются и статистикой.
Так, по данным республиканской Службы занятости, сегодня по всей стране школы ищут около 400 учителей разных профилей. В одном лишь Вильнюсе – около 200.
"В школах – особенно в регионах – чувствуется большая нехватка учителей. Неужели мы будем возить всех детей в Вильнюс, где школы еще как-то находят тех, кто будет учить детей? Станем ли мы государством одного города?" – задается вопросом Юшкене.
По ее словам, если говорить о загруженности педагогических вузов и факультетов, то речь идет именно о дефиците предметников. Нехватки же тех, кто хочет работать в качестве специалистов по дошкольному образованию и учителями начальных классов – в целом нет, но речь идет именно о вузах, школы же и детсады чувствуют явный кризис и в этом направлении. Ответ на вопрос, почему так происходит, кроется в частных детсадах и школах, которых становится все больше. Там педагогам предлагают зарплаты на порядок выше, нежели в государственных образовательных учреждениях.
"А теперь давайте посчитаем. В коллегии изучение педагогики стоит студенту 2,5 тыс. евро в год, то есть за три года ты платишь 7,5 тыс. евро. Четырехлетнее обучение в университете по этому же направлению обойдется еще дороже. А потом ты идешь работать в школу за 500 евро. Кто может себе это позволить?" – говорит Вайва Юкшене в интервью газете.
В то же время власти Вильнюса говорят о том, что и в столице ощущается острая нехватка педагогов, так как население города растет из-за внутренней миграции. Вице-мэр Вильнюса Витаутас Миталас даже заявил, что столичное самоуправление рассматривает возможность завозить педагогов из близлежащих районных самоуправлений.
Помимо этого, власти города запустили программу, которая поможет привлечь к учительской работе различных специалистов разных дисциплин, обладающих соответствующими знаниями для того, чтобы преподавать те или иные предметы, но не имеющих педагогического образования.
Общая демографическая ситуация, рекордно низкая рождаемость и старение общества тоже не благоприятствуют переменам в лучшую сторону. Так, по данным Департамента статистики, в период с 2001 по 2017 годы, количество учеников в Литве сократилось с 603 824 до 330 869 человек – почти в 2 раза. Если мы обратимся к цифрам и оценим ситуацию в общих чертах, то поймем, что за последние 27 лет число учеников в литовских школах сократилось почти в 3-4 раза. Возможно, положение дел улучшится за счет спада массовой эмиграции и возвращения части эмигрантов на родину.
Будни русской школы
Говоря об этой проблеме, нельзя не заострить внимание на государственных школах с русским языком обучения в Литве, которые сталкиваются с еще более серьезными проблемами, так как на данный момент в стране просто не готовят кадры для школ нацменьшинств, то есть с русским или польским языком обучения.
В ближайшем будущем, когда многие учителя, начавшие преподавать еще на заре распада Советского Союза, уйдут на пенсии, нехватка преподавателей станет катастрофической. С таким мнением некоторое время назад выступила экс-замминистра образования Наталья Истомина-Фаткулина.
Если говорить о конкретных цифрах, то в 1990 году в школах с русским языком обучения насчитывалось около 76 тысяч детей, а сегодня примерно 14 тысяч человек. Таким образом, за 27 лет независимости количество учащихся сократилось более чем в 5 раз.
"Причин этому много: в первую очередь эмиграция до 1994 года (после выхода республики из состава СССР были выведены все советские воинские части – прим. автора). Также если в советское время многие дети из польских семей шли учиться в русские школы, то сейчас количество польских школ и учеников стало выше, ввиду того что польское население Литвы предпочитает отдавать детей в национальные школы. Естественно, негативное влияние оказывает и демографическая ситуация в стране, связанная с уменьшением общего количества жителей Литвы и отъездом населения. Это сказывается на уменьшении числа учеников во всех школах, как русских, так и литовских, польских или смешанных.
В свою очередь на сокращение непосредственно русских школ влияет еще один немаловажный фактор: часть русских родителей предпочитает отдавать детей в литовские школы. Родители думают, что если ребенок получит среднее образование на литовском языке, то ему будет легче учиться в вузе, однако забывают, что при этом дети ассимилируются и уже перестают считать себя русскими", – говорила ранее глава Ассоциации учителей русских школ Литвы Элла Канайте.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.