Литовский поставщик газа Ignitis официально сообщил об отказе от закупок газа у "Газпрома" и расчете с российским холдингом в рублях. Как заявил менеджер по связям с общественностью Артурас Кетлерюс, Ignitis с начала текущего года не покупал "голубое топливо" для потребностей Литвы, но приобретал топливо для клиентов из Латвии и Эстонии. Сотрудник Ignitis также добавил, что компания больше не планирует импортировать углеводороды у российского холдинга.
Как бы самоуверенно все это не прозвучало, сомнения в жесткости позиции Литвы все же есть.
Во-первых, премьер-министр Ингрида Шимоните недавно заявляла, что страна, конечно, могла бы выжить без поставок газа из России, но его закупки "осуществляются из-за определенных технических моментов". Когда будут исправлены эти самые "моменты", никто в Вильнюсе не говорит. Более того, оператор газораспределяющей системы Amber Grid до сих пор получает от "Газпрома" плату за транзит газа в Калининградскую область.
Есть план "Б"?
Инициатива Ignitis, очевидно, была спровоцирована недавними действиями руководства России. Напомним, президент РФ Владимир Путин на совещании с правительством 23 марта заявил, что Россия будет принимать оплату за поставки природного газа от недружественных стран в рублях. Вполне вероятно, что Литва решила показать всей Европе свою жесткую позицию по отношению к Москве. Но одно дело быть героем в информационном поле, а совсем другое – стать им на практике.
В беседе с Baltnews старший научный сотрудник Центра европейских исследований ИМЭМО РАН Владимир Оленченко рассказал, что история уже знает похожий антироссийский угар в странах Балтии, когда руководство этих стран якобы было готово вообще отказаться от энергоносителей из России.
Это было в начале 1900-х. Тогда завозили и нефть из Венесуэлы, а газ старались купить у кого угодно, только бы не у Москвы. Ничего из этого не вышло. Причем до сих пор неизвестно, во сколько республикам обошлись по цене такие игры. В итоге Балтия все равно вернулась к импорту газа из России.
Да, с некоторыми оговорками (с 2020 года на постоянной основе приобретают часть энергоносителей в виде СПГ) или через перекупщиков (Эстония импортирует газ у Финляндии), но все же покупает.
"Сейчас с полным отказом от углеводородов из России у Балтии тоже вряд ли получится. Вероятнее всего, все кончится тем, что частный бизнес в той же Литве попытается отмежеваться от подобных инициатив", – отмечает Оленченко.
"К примеру, есть компания Achema, которая использует газ из России для производства азотных удобрений. Руководство литовской фирмы может сказать, что правительство и госкомпании могут прекращать сотрудничество с корпорациями из РФ, если посчитают это нужным, но деятельность Achema вне политики, а значит, она будет заключать контракты с иностранными предприятиями, включая российские, и дальше", – добавляет эксперт.
Владимир Оленченко подчеркнул, что подобные инициативы со стороны руководства Литвы крайне не продуманы. Все указывает на то, что политики балтийской страны просто выполняют рекомендации западных стран и не думают о последствиях.
Тут впору вспомнить сомнительный с токи зрения логики лозунг, который звучал в Прибалтике в 1990-х годах, когда политики спекулировали темой отказа от электричества из России: "Зачем нам энергия из Москвы? Если нужно, мы сможем смотреть телевизор и при свечах". Примечательно, что Литва хуже всех в Балтии подготовлена к тому, чтобы существовать без поставок углеводородов из РФ, говорит эксперт:
"У Латвии есть Инчукалнское хранилище (крупнейшее в регионе), в которое закачивается "голубое топливо" из магистрали "Валдай – Псков – Рига". Пока что руководство балтийской страны от долгосрочных контрактов с российской стороной публично не отказалось. У Эстонии есть определенная страховка в виде интерконнектора с Финляндией – Balticconnector – с расчетной мощностью в 7,2 млн кубометров в сутки. Газ, правда, в этой трубе российский, ведь добычи и месторождений в Финляндии нет, но по бумагам Эстония покупает его не у РФ, а у скандинавской страны. С наценкой, но зато не у "агрессора". Кстати, из этой магистрали можно закачивать углеводороды в Инчукалнское хранилище в Латвии".
"Выходит, у Риги и Таллина хоть какие-то лазейки есть, а вот Вильнюс подготовился плохо. Впрочем, авантюры в энергетическом секторе для Литвы – это уже нормально. Вспомнить хотя бы действующий СПГ-терминал Independence в Клайпеде, который работает с 2014 года, но в силу целого ряда вполне ожидаемых причин никакой газовой независимости Литве так и не дал", – поделился мнением Владимир Оленченко.
Простите, но у вас баланс не сходится
Как бы сильно политики в балтийских странах не хотели сказать громкое "нет" российскому газу, регион попросту не обладает необходимой инфраструктурой (а рядом нет соседей, готовых поставлять такие же объемы углеводородов), чтобы можно было осуществить задуманное на практике в полном объеме.
Напомним, что в 2019 году ремонт на газопроводе "Валдай – Псков" заставил Латвию неделю жить только на газе из Инчукалнского ПХГ. Результат – из ПХГ тогда было выкачано почти 62,7 миллиона кубометров газа, что стало рекордным недельным показателем. Это говорит о том, что у Риги нет возможности без последствий для своей энергобезопасности в любой день закрыть газовый вентиль и спокойно жить без импорта углеводородов из РФ.
В 2020 году, когда из-за сбоя мировой экономики, вызванным пандемией (которая остановила производства многих предприятий в ЕС), потребление энергоносителей во всех уголках Европы были рекордно минимальным. Но даже в такой необычный год, по данным Statista, российский газ занимал более 90% в импорте Латвии.
Даже Литва, которая в 2020-м закупила рекордно высокие объемы СПГ (1,44 тонн), с весны того же года стала на регулярной основе закупать сжиженный газ у России (до того момента закупки тоже были, но их старались делать скрытно).
Кстати, долгие годы стоимость аренды плавучей платформы по регазифицакции Independence в Клайпеде обходилась Литве (платит Норвегии ежегодно около €60 млн) дороже, чем покупка трубопроводного газа из России. К этому стоит добавить, что СПГ еще и сам по себе дороже трубопроводного.
В целом, если взглянуть на карту трубопроводов в Прибалтике (данные Европейской сети операторов газотранспортных систем – ENTSOG), то видно, что у Литвы, Эстонии и Латвии попросту нет инфраструктуры, которая могла бы в полном объеме заменить поставки газа из РФ. Литва закупает примерно 1,2 млрд кубометров газа (из необходимых 2,2 млрд), Латвия – 1,4 млрд (почти весь объем импорта), Эстония – около 0,5 млрд.
Да, у Эстонии с 2020 года есть Balticconnector, который, по сути, соединяет Прибалтику с Финляндией. Но, во-первых, газ в этой магистрали все равно российский. Во-вторых, мощность прокачки этой магистрали – 2,6 млрд кубометров в год. Этого все равно не хватит, чтобы покрыть весь внутренний спрос на газ стран Балтии.
Не хватит и мощностей трубопровода GIPL (2,4 млрд кубометров газа в год), соединяющего Литву с Польшей. Впрочем, в ближайшие годы у Варшавы вряд ли найдутся излишки газа (учитывая, что от долгосрочных контрактов с "Газпромом" она отказалась).
Максимум, что сможет предложить Польша – это ситуативно закупать дополнительные объемы СПГ, конвертировать его в обычное состояние на своем терминале в Свиноуйсьце и с наценкой продавать Литве через GIPL. У последней, как уже отмечалось выше, тоже есть свой СПГ-терминал, который за всю свою историю ни разу не был загружен на 100% своей мощности. Так уж вышло. Не хотят балтийские предприятия массово приобретать тонны дорогого СПГ.
Выходит, для Балтии альтернативных трубопроводов с реальными объемами прокачки в нужном количестве нет. Есть возможность закупать СПГ, но он настолько дорогой, что Эстония, Литва и Латвия еще ни разу не покупали его в таких количествах, чтобы заменить на трубопроводный газ.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.