Энергетическая рокировка США в Восточной Европе: АЭС вместо сланцевого газа

Ручка и символ атома

Пауль Томсон

Соединенные Штаты оценивают рынок атомной энергетики Восточной Европы в 20 триллионов евро и намерены эти деньги заполучить.

Соединенные Штаты почти заполучили в Польше контракты на строительство атомных электростанций, а американская Westinghouse – подряды на поставку реакторов. Вашингтон оказывает давление на восточноевропейские столицы, включая и прибалтийские, склоняя их отдать предпочтение американским "атомщикам" в ущерб французским, российским и азиатским конкурентам.

Зачастившая с визитами в Европу министр энергетики США Дженнифер Малхерн Грэнхолм взялась продвигать в Восточной Европе атомную энергетику, а следовательно – и интересы американской компании Westinghouse в регионе. Делает она это с помощью совершенно брюссельского довода в пользу атомных станций. Мол, все ради декарбонизации и "зеленой" энергетики, борьба с углекислым газом – прежде всего.

Министр энергетики США Дженнифер Грэнхолм
© AP Photo / Lisa Leutner
Министр энергетики США Дженнифер Грэнхолм

Эти принципы Евросоюза американцы, судя по всему, намерены использовать к собственной выгоде, с тем же напором и беспардонностью, с которыми совсем недавно продвигали в Восточной Европе свой сжиженный природный газ (СПГ), полученный из сланца очень экологически "грязным" методом гидроразрыва.

Продвигали, всячески мешая российскому "Газпрому" и его "Северному потоку–2" – посредством, в частности, польско-американской "Инициативы трех морей". США склоняли участвующие в ней страны строить морские терминалы для приобретения у них газа, производство которого теперь намерены постепенно свернуть, оставляя старательно следовавших наставлениям американских друзей поляков и литовцев размышлять о том, что им теперь делать с построенными нерентабельными терминалами. Новым направлением "инициативы" теперь должна стать атомная энергетика.

Второе дыхание "Инициативы трех морей": США в поиске "энергетического оружия" против РФ>>>

В этой организации, не пользующейся особой любовью Брюсселя, состоят, помимо Литвы? и две остальные страны Балтии. Тоже мечтающие о собственной атомной энергетике.

Во всяком случае, Эстония постоянно говорит о какой-нибудь маленькой АЭС, способной вернуть ей энергетическую независимость, утерянную из-за ликвидации "грязных" сланцевых станций. К государствам, участвующим в "Трех морях", прежде всего и обращалась министр энергетики США Грэнхолм, произнося хвалебные речи "мирному атому".

Каждой стране "Трех морей" – по атомной станции?

Как заявила американский министр в ходе недавнего визита в Варшаву на встречу с коллегами по "Партнерству для трансатлантического энергетического и климатического сотрудничества" (P-TECC), климатический кризис открывает "рыночные возможности для технологий сокращения выбросов углерода" – то есть для атомной энергетики, перспективный рынок которой она оценила в 23 трлн долларов.

Упоминание именно долларов, а не евро (что было бы логичнее на пространстве зоны общеевропейской валюты) можно уверенно считать проявлением намерения США этот рынок заполучить в максимально больших размерах.

"Это огромный потенциал для стран по обе стороны Атлантики. Трансатлантический рынок даст нам возможность запустить новый бизнес, новые отрасли, привлечь миллиарды долларов новых инвестиций и, конечно, создать миллионы новых рабочих мест. [...] Мы проливаем свет на множество возможностей для привлечения миллиардов долларов инвестиций в чистую энергию в Центральной и Восточной Европе", – заявила Грэнхолм, особо приветившая страны инициативы "Трех морей".

При этом она не сказала ничего, что могло бы прояснить судьбу миллиарда долларов, обещанного предыдущим президентом США Дональдом Трампом в качестве взноса в фонд "Инициативы".

В Польшу, где все это было произнесено, министра Грэнхольм привело официальное возобновление работы упомянутой P-TECC – оплаченной США платформы сотрудничества со странами Центральной и Восточной Европы в области энергетики и климата. Вероятно, Варшава привлекает американцев замечательными перспективами подрядов на строительство атомных реакторов для станций, которыми поляки хотят заменить свои угольные станции.

"Причина, по которой мы находимся здесь, в Польше, заключается в том, что мы говорим о партнерстве в области ядерной энергетики. [...] Мы очень рады, что у нас может быть это партнерство здесь с Польшей", – сказала во время своего визита Грэнхолм.

Год назад Варшава и Вашингтон подписали 30-летнее межправительственное соглашение о будущем сотрудничестве в развитии польской программы гражданской ядерной энергетики. Поляки хотят, чтобы их первая атомная электростанция заработала в 2033 году, а еще через десять лет они собираются иметь 6-9 гигаватт ядерной энергии, что обойдется им примерно в 28-42 млрд евро.

США надо забыть о гарантированных контрактах

Контракты у американской Westinghouse, поддержанной "тяжелой артиллерией" в лице администрации США и ее министра энергетики, уже практически в кармане.

"Наше сотрудничество в развитии польской гражданской ядерной программы имеет жизненно важное значение для достижения Польшей целей Евросоюза в сокращении выбросов углерода, достижения гарантий ее энергетической безопасности", – говорила в Варшаве Грэнхольм.

Этим летом Westinghouse объявила о начале предварительного проектирования "польского проекта" на средства гранта Агентства по развитию торговли США для продвижения польской ядерной энергетической программы.

"Это возможность предоставить американские технологии, которые помогут удовлетворить потребности Польши в чистой энергии, и Westinghouse собирается предложить свой ядерный реактор AP1000 для этого проекта", – "порадовала" поляков министр Грэнхольм.

Номинально Брюссель не ограничивает национальные столицы в выборе подрядчиков на крупные государственные заказы, но в реальности – с большим "пониманием" относится к их распределению между своими, европейскими компаниями. Будь то, скажем, закупки вооружений и военной техники или, как в этом случае, подряды на строительство атомных электростанций. Даже с учетом того, что к атомной энергетике в ряде стран альянса, включая Германию, относятся неоднозначно, а вопрос о ее признании соответствующей "зеленым" целям Евросоюза, то есть достойной льготного финансирования и помощи союзных фондов, повис в воздухе.

Собственными возможностями проектирования и строительства станций, а также их обслуживания и снабжения топливом располагает Франция и она была бы, надо думать, рада получить подряды в Восточной Европе. Французская EDF, как ранее сообщал Baltnews, делит европейский рынок с "Росатомом" и американской Westinghouse, заказы готовы перехватить также южнокорейская KHNP и китайская China General Nuclear Power.

В силу геополитических предпочтений, спорных и вряд ли в конечном счете оправданных, ряд восточноевропейских столиц отказывается "по соображениям стратегической безопасности" рассматривать российские и китайские компании в качестве партнеров в сложном и дорогостоящем процессе модернизации или создания "с нуля" атомных станций.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме