Попытки Литвы навязать Латвии и Эстонии бойкот Белорусской атомной электростанции (БелАЭС) можно приравнять к нарушению международных торговых норм, считает президент Фонда научных исследований и развития гражданских инициатив "Основание" Алексей Анпилогов.
"Фактически это дискриминационные торговые ограничения, которые запрещены нормами ВТО. Сейчас их пытаются мотивировать различными экологическими объяснениями, но если бы была воля со стороны Белоруссии, то можно было бы в ответ начать достаточно болезненные для самой Литвы процедуры торгового спора", – отметил Анпилогов в беседе с Baltnews.
Эксперт подчеркнул, что мотивировать такой спор можно тем, что есть электрическая энергия и есть желающие ее покупать.
"Тем более речь идет не просто о позиции Литвы, а о том, что она пытается эту позицию навязать на уровне виртуального прибалтийского единства, плюс постоянно закидывает какими-то инициативами Европарламент и Еврокомиссию, фактически пытаясь в угоду своим собственным "хотелкам" изменить достаточно прозрачное в этом плане законодательство по торговле электроэнергией, которое исповедует ЕС", – добавил энергетик.
По его словам, основная сложность переговоров с Латвией и Эстонией по вопросу станции в Островце состоит в попытках Литвы каким-то образом вычленить электроэнергию БелАЭС из общего "котла" генерирующих мощностей не только Белоруссии, но и России.
"Но поскольку электроэнергии с БелАЭС в общем энергетическом "котле" России и Белоруссии единицы процентов, то у Москвы и Минска есть возможность, не нарушая никаких обстоятельств, сказать, что энергия, которая поступает на рынок Латвии и Литвы, не является электроэнергией, произведенной на БелАЭС", – резюмировал Алексей Анпилогов.
Ранее новый глава литовской компании-оператора системы передачи электроэнергии Litgrid Рокас Масюлис заявил, что Литве будет сложно договориться с Латвией и Эстонией о бойкоте Белорусской АЭС (БелАЭС).
Напомним, министр энергетики Литвы Дайнюс Крейвис сообщил, что электроэнергия с БелАЭС на Рижской бирже закупается как российская и попадает в Литву. По его словам, латвийский министр экономики Янис Витембергс обещал оценить полученные им документы.