Позиции Литвы и Латвии по вопросу импорта электроэнергии из третьих стран разошлись. Официальный Вильнюс настаивает на том, чтобы страны Балтии блокировали поставки электричества, произведенного на Белорусской атомной электростанции (БелАЭС), но Рига не готова пойти на такой шаг.
В то же время в самой Литве принципиальная позиция по вопросу БелАЭС в Островце уже не кажется такой принципиальной. В свете приближающихся парламентских выборов на политической арене слышны заявления о возможности пересмотреть свои взгляды на этот проект, строительство которого осуществляют структуры корпорации "Росатом".
Под другим углом
Накануне с таким заявлением выступил глава Социал-демократической партии Литвы (СДПЛ) Гинтаутас Палуцкас. Опросы общественного мнения говорят о том, что возглавляемая им политическая сила имеет все шансы войти в тройку победителей на предстоящих выборах в Сейм – они должны состояться в октябре этого года. Не исключено, что именно соцдемы будут формировать правящую коалицию, поэтому позиция руководства СДПЛ по столь сложным и противоречивым для общественности вопросам играет важную роль.
"В этом вопросе с экономической точки зрения мы можем воспользоваться ситуацией и использовать нашу гидроаккумуляционную электростанцию (ГАЭС) в Круонисе, которая позволила бы использовать очень дешевые ночные излишки энергии, накапливая воду в бассейне, а потом, днем, производить электроэнергию и по нашим сетям через соединение пропустить эту дешевую электроэнергию транзитом на сети Европейского союза. Это экономическая возможность, которую мы могли бы использовать, если бы излечились от этой эмоциональной одержимости и маниакального взгляда. Увидите, через пять-десять лет, когда Островецкая АЭС будет работать, все забудут, из-за чего мы так бушевали", – цитирует его агентство ELTA.
Вместе с этим лидер соцдемов подчеркивает, что Литва должна завершить синхронизацию своих электросетей с континентальной Европой и отключиться от системы БРЭЛЛ. Однако это не означает, что страна должна "оборвать все провода и отмежеваться от Белоруссии".
Гинтаутас Палуцкас объясняет свою позицию следующим образом: Литва не может воспрепятствовать тому, чтобы Латвия и Эстония отказались от покупки электроэнергии, производимой на БелАЭС, которая может легко попасть в эти страны через Россию. Таким образом, никто не гарантирует, что она не проникнет в Литву.
Очевидно, что республика будет покупать электроэнергию через посредников на бирже, которые обозначат ее как российскую. От этого Литва проигрывает вдвойне – страна блокирует поставки электричества с атомной электростанции в Островце через свои линии, поэтому не получит никакой прибыли за транзит, но все равно будет покупать ее у соседей – втридорога.
Палуцкас открыто заявляет: "В следующей каденции [Сейма] этот фарс c островецкой "блокадой" должен быть окончен". Очевидно, ведущие партийные функционеры разделяют его точку зрения.
Так, например, социал-демократ Альгис Вайчелюнас, бывший представитель Литвы в Верховном главнокомандовании объединенных вооруженных сил НАТО в Европе, ранее писал на своей страничке в социальных сетях: "Вопрос – что лучше: позволить государственной группе энергопредприятий Ignitis напрямую закупать белорусскую электроэнергию или импортировать ее в два раза дороже через посредника Inter RAO Lietuva, позволив заработать на этом акционерам предприятия?".
Правда, здесь нужно сделать оговорку – в 2017 году Сейм Литвы принял закон о запрете импорта электроэнергии из третьих стран, где действуют небезопасные атомные электростанции. Этот правовой акт был разработан специально для того, чтобы блокировать электричество с БелАЭС, а в будущем и с Балтийской АЭС в Калининградской области, если ее построят и введут в эксплуатацию. Как Палуцкас и его команда планируют обойти закон, за который члены парламента голосовали почти единогласно, – вопрос открытый.
Внутренние разногласия
На уровне правительства в Литве так же не могут выработать единое мнение относительно того, как вести переговоры с соседями. Накануне министр энергетики Литвы Жигимантас Вайчюнас представил проект политической декларации, которая должна стать основой для трехстороннего соглашения о торговле электроэнергией с третьими странами. В ней говорится о том, что Литва будет блокировать электроэнергию с БелАЭС. Латвия и Эстония принимают эту позицию, но вместе с этим Рига и Таллин не готовы поддержать установку о том, что и они откажутся пропускать белорусскую электроэнергию на свой рынок.
По сути, это сводит на нет все попытки Литвы блокировать проникновение электроэнергии с БелАЭС на европейский рынок. С другой стороны, глава литовского Минэнерго говорит, что такое соглашение – лучше, чем ничего.
Оппозиция в лице консерваторов уже потребовала от Вайчюнаса отстраниться от переговоров по этому вопросу, обвинив того в ненадлежащем отстаивании государственных интересов.
Парадоксально, что такую позицию разделяет и министр иностранных дел Линас Линкявичюс, и премьер Саулюс Сквернялис, и президент Гитанас Науседа, хотя последние и не требуют от министра отстраниться или уйти в отставку. Первые лица страны настаивают на том, чтобы переговоры продолжались и все еще надеются, что Вильнюсу удастся добиться желаемого. Одним из ключевых аргументов остается призыв к солидарности балтийских республик, но пока он неубедителен. Так, накануне министр иностранных дел Латвии Эдгарс Ринкевичс, находясь с рабочим визитом в Вильнюсе, заявил, что Литва должна пойти на компромисс.
"То, что было предложено, является лучшим компромиссом всех сторон. В этом аспекте я призываю литовское правительство принять это [соглашение], поскольку дискуссии были нелегкими", – сказал он на пресс-конференции перед журналистами.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.