Голубая мечта консерваторов Литвы – тарелочка с навсегда закрытой БелАЭС

БелАЭС
Sputnik / Сергей Пивоваров

Игорь Черников

Рано или поздно, но официальному Вильнюсу предстоит определиться: воевать против Минска или сотрудничать с ним? Вот 3 февраля зондировать почву и настроения в белорусской столице и отправился руководитель литовского внешнеполитического ведомства Линас Линкявичюс.

"Агрессия со стороны Белорусской АЭС нарастает. Литва обязана оповещать мир, включая США, о грозящей ядерной катастрофе. Выступить единым фронтом против атомного монстра – вот главная задача, которую время поставило перед литовцами".

Эта цитата взята из меморандума, в котором известные литовские политики, интеллектуалы и общественники критикуют поведение руководства страны в отношении БелАЭС.

Тема "опасной" АЭС не уходит из повестки дня. Чем ближе пуск станции, которую белорусы строят рядом с райцентром Островец Гродненской области, тем сильнее кипят страсти по другую сторону белорусско-литовской границы. Однако рано или поздно, но официальному Вильнюсу предстоит определиться: воевать против Минска или сотрудничать с ним?

3 февраля зондировать почву и настроения в белорусской столице отправился руководитель литовского внешнеполитического ведомства Линас Линкявичюс. Вне всяких сомнений, это был рутинный визит вежливости. Но информация о поездке породила в Литве настоящую бурю.

Министр иностранных дел Линас Линкявичюс вместе с министром иностранных дел Белоруссии Владимиром Макеем на встрече в Римджюнай, 3 февраля 2020
Министр иностранных дел Линас Линкявичюс вместе с министром иностранных дел Белоруссии Владимиром Макеем на встрече в Римджюнай, 3 февраля 2020

Вопрос встал ребром: допустимо ли ехать на переговоры в Минск?

Однозначно против этого выступили консерваторы из оппозиционной фракции партии "Союз Отечества" – Христианские демократы Литвы" (СО-ХДЛ). 30 января они обратились с просьбой к председателю парламентского комитета по иностранным делам Юозасу Бернатонису срочно созвать внеочередное заседание, где глава МИД Литвы должен был обосновать свою поездку в Минск и привести аргументы в пользу этого визита. Аудронюс Ажубалис, Жигимантас Павиленис и Эмануэлис Зингерис предложили министру получить некие "инструкции политсовета партии СО-ХДЛ:

"Это особенно важный визит в Белоруссию, поскольку, как известно, во время полномочий президента Дали Грибаускайте сам Линкявичюс неоднократно утверждал, что официальный диалог с высшим руководством режима в Белоруссии не может принести Литве никакой пользы. Необходимо понимать, что на самом деле разговор будет происходить с кремлевским губернатором в Минске. Нам не понятно, почему министр резко изменил свою позицию? Также у нас вызывает большое удивление содержание визита и непостоянство позиции министра", – сказано в официальном письме группы консерваторов в адрес руководителей парламента.

На что Линкявичюс в раздражении ответил: "Вам нужно? Вы и приходите в мой кабинет". Возмущение главы МИД можно понять. Он не забыл, как в сентябре 2019 года эти же консерваторы требовали отчета о встрече с коллегой Владимиром Макеем в Нью-Йорке.

Когда не удалось заставить Линкявичюса напрямую, политсовет СО-ХДЛ попробовал вразумить главу МИД с помощью президента Науседы. Повод нашелся: уж не продал ли Линкявичюс энергетические интересы Литвы, не согласился ли уступить в вопросе АЭС, которая якобы опасна не только для Вильнюса, но и для всех европейских столиц?

Случай беспрецедентный даже с учетом того, что депутаты парламента имеют право пригласить в Сейм любого госчиновника. Но так безобразно обращаться с руководителем внешнеполитического ведомства, да еще требовать от него отчетов!? Эти требования выходят за любые красные линии. Согласитесь, не дело, когда МИД обязан отчитываться перед каждым клоуном. На наш взгляд, министр поступил разумно, когда в ответ на претензии заявил: "Подходы Литвы к безопасности БелАЭС остаются прежними. Отказ от диалога с Минском, на чем настаивают консерваторы, играет на руку только Москве".

Перед 3 февралем министр вновь объявил: "Взгляды на БелАЭС не изменились. Вопросы, на которые не получены ответы белорусской стороны, остаются в повестке. У Литвы есть свои принципы, поступаться которым она не планирует".

Если коснуться двусторонних отношений в целом, Линкявичюс считает, что контакты не стали интенсивнее. Но консерваторы все равно в шоке. Как пояснил Жигимантас Павиленис, "после этого визита Минск может объявить, что диалог с Вильнюсом успешно ведется, после чего нам будет очень тяжело создать коалицию против Островца на Западе".

Павиленис напомнил – Литва продолжает борьбу против белорусской атомной и даже готова уничтожить ее финансово. Вильнюс уже отзывает лицензии на импорт электроэнергии из третьих стран, если ее генерируют "грязные" производства. 15 июня 2017 года депутаты Сейма решили, что АЭС под Островцом – как раз "грязная, опасная, представляющая угрозу национальной безопасности".

К сожалению, актив консервативной партии давно забыл, что зеленый свет строительству станции зажгли именно правые. Точнее – члены правительства (2008–2012) Андрюса Кубилюса, закрывшие в свое время глаза на контракт Минска с российской госкорпорацией "Росатом". Но, как пишут журналисты из оппозиционного сетевого издания Ekspertai, "если сам Кубилюс давно забыл об ошибке своего кабинета, то его однопартийцам помнить о политическом позоре совсем ни к чему".

Что касается Жигимантаса Павилениса, говоря по-уличному, он вовсе не при делах, поскольку в те годы работал послом в США и Мексике. А сегодня он – главный мотор литовского антиядерного движения. Вернее, той его части, которая борется против Белорусской атомной станции. Образно говоря, голубая мечта консерваторов – тарелочка с навсегда закрытой БелАЭС. Ради этой цели они не успокоятся и десять лет спустя.

И вот новый этап в "ядерном противостоянии": "Забыть, что не успели сделать, и думать о том, как выйти победителями из схватки против минского ядерного проекта". Консерваторы начали смотреть на АЭС как на точку, где схлестнулись интересы США, Евросоюза и России. Официальному Вильнюсу следует определиться, с кем он.

С Кремлем Литве точно не по пути. Европейские столицы могут предать в самый ответственный момент. Остается Америка. Белый дом вполне в состоянии расставить все точки над "i". Но пока за океаном раскачиваются, лидеры консерваторов вынуждены признать: дела не идут. Моральный вождь СО-ХДЛ Витаутас Ландсбергис призвал не сдаваться: "Кажется, нет в мире другой такой страны, которая после советской агрессии сделала бы Литве такую гадость, как Беларусь в Островце. И за что? В чем Литва провинилась перед сестрой-Беларусью? Мы должны стоять до конца, не принимая эту грязную энергию, не платить за веревку, на которой нас повесят".

Красивые метафоры, но и они не затмили главного: "И пусть бог решает, где и у кого настанет банкротство и падение", – прибавил Ландсбергис. Мы, разумеется, не вхожи в кабинет всевышнего. Но все идет к тому, что он свой выбор сделал, и Литва в энергетике лет на 50 останется в дураках.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме