Литовские фантазии об Островце: Вильнюс мечтает найти замену БелАЭС

Белорусская АЭС
РИА Новости

Игорь Юшков

Тема: Запуск Белорусской атомной электростанции (БелАЭС)-2020

Несмотря на то, что импорт белорусской электроэнергии для Литвы выгоден, они не станут отказываться от запрета импорта и транзита электроэнергии с БелАЭС. Вильнюс сможет найти альтернативу, так как в 2018 году на Белоруссию пришлось 15,8% импорта электроэнергии в Литву.

Спор России и Белоруссии в области энергетики достиг нового пика. На первом плане находятся вопросы нефти и газа.

Например, "налоговый маневр" в российской нефтяной промышленности уже привел к подорожанию нефти для белорусских НПЗ. С 1 января нефтеперерабатывающие предприятия Республики Беларусь и вовсе отказались покупать сырье в России и продолжают торг по цене.

По газу последствия неурегулированности вопроса цены также приведут к проблемам для белорусской экономики в ближайшее время: в феврале заканчивается действие межправсоглашения, по которому цена на газ зафиксирована на уровне около $130 за тыс. кубов. С 1 марта при отсутствии новых договоренностей цена возрастет примерно до $150 за тыс. куб. м.

 

Строительство БелАЭС
© Sputnik / Виктор Толочко.
Строительство БелАЭС

БелАЭС: текущее положение дел

Несмотря на то, что на первом плане российско-белорусских отношений находится именно нефтегазовый вопрос, ситуация вокруг Островецкой АЭС является крайне важной.

Электроэнергетический аспект может сыграть весомую роль в текущем споре двух стран. Более того, теперь на основной вопрос Белорусской АЭС – куда направить электроэнергию с будущей станции, ответ не столько однозначен. Напомним, что станция изначально строилась для экспорта электроэнергии из Белоруссии в Литву и другие прибалтийские страны. Экспортной ориентацией объясняется и выбор места строительства – 20 км от белорусско-литовской границы.

Но почти сразу же после начала строительства АЭС литовское руководство начало критиковать проект, указывая на то, что он якобы не отвечает всем современным требованиям к безопасности. Хотя со стороны МАГАТЭ типовой проект "Росатома" АЭС-2006 нареканий не вызывает и признается безопасным.

Тем не менее Литва приняла ряд законов, фактически запрещающих импорт и транзит электроэнергии из Белоруссии после запуска Островецкой АЭС.

Негативное отношение Литвы к БелАЭС объясняется исключительно политическими мотивами, так как экономически покупка белорусской электроэнергии выгодна всем сторонам. Но отказаться от критики новой атомной электростанции литовскому руководству крайне сложно, ведь в таком случае придется объяснять гражданам причины такого "разворота", а политические оппоненты в самой Литве поставят клеймо "кремлевских агентов". Этому пока между Литвой и Белоруссией на сегодняшний день установилась странная ситуация – обеим странам выгодно отсрочить ввод в эксплуатацию Островецкой АЭС.

Дело в том, что в последнее время Литва существенно увеличила закупку электроэнергии в Белоруссии. Так, например, за 11 месяцев 2019 года Белоруссия экспортировала в Литву электроэнергии на 41% больше, чем за аналогичный период 2018 года. А в 2018 году по сравнению с 2017 годом объем поставок вырос в 7,1 раза.

График "Поставка электроэнергии из РБ в Литву"
© Baltnews
График "Поставка электроэнергии из РБ в Литву"

Для Белоруссии Литва – важный рынок сбыта. По данным за 11 месяцев 2019 года, 62% экспорта белорусской электроэнергии ушло именно на литовский рынок, а в 2018 году этот показатель достигал 99,6%. За поставленную в период январь-ноябрь 2019 года электроэнергию Литва заплатила Белоруссии $68,3 млн. Причиной активизации торговли стал дефицит осадков в Швеции, из-за которого ГЭС страны снизили выработку электроэнергии. Соответственно, на шведском рынке цены на электроэнергию выросли и стали неконкурентоспособными на литовском рынке по сравнению с белорусским предложением.

БелАЭС: перспективы и фантазии

Несмотря на то, что импорт белорусской электроэнергии для Литвы является выгодным, они не станут отказываться, пусть и от политически мотивированного, но запрета импорта и транзита электроэнергии из Белоруссии, после запуска АЭС. Вильнюс сможет найти альтернативу, так как в 2018 году на Белоруссию пришлось 15,8% импорта электроэнергии в Литву (всего было импортировано 6,558 ГВт ч.).

Приоритетным источником поставки электроэнергии вместо Белоруссии для Литвы, вероятно, станет Швеция, но во время малой загрузки ее ГЭС, источником может быть Россия, на которую в первом полугодии 2019 года пришлось 42,6% поставок литовского импорта электроэнергии. Подтверждением этому являются данные за 2017 год, когда в первом полугодии на Белоруссию приходилось только 1,2% импорта электроэнергии в Литву.

График "Структура импорта электроэнергии в Литву"
© Baltnews
График "Структура импорта электроэнергии в Литву"

Для Минска литовский рынок в определенной мере может заменить Украина. Проведенные Киевом реформы электроэнергетического рынка открыли для Белоруссии возможность масштабных поставок. В итоге за 11 месяцев 2019 года поставки белорусской электроэнергии на Украину увеличились в 699 раз, до 803,9 млн кВт. ч. Можно считать, что до 2019 г. поставок в сколько-нибудь значимых объемах вообще не было. При этом украинский рынок для Минска стал премиальным.

График "Поставка электроэнергии из РБ в Литву"
© Baltnews
График "Поставка электроэнергии из РБ в Литву"

Но даже в случае увеличения поставок на украинский рынок, Белоруссия все равно не сможет "пристроить" все 18 гВт. ч. электроэнергии, которые будет давать два блока новой АЭС. Однако из-за конфликта с Россией в нефтегазовой секторе у Минска более привлекательной становится направление всей электроэнергии на внутренний рынок. Это позволит Белоруссии сократить потребление газа примерно на 6 млрд куб. м. газа в год, так как АЭС вытеснит из электроэнергетического баланса тепловые (газовые станции).

Учитывая, что Белоруссия покупает у России около 20 млрд куб. м. газа в год, то при цене в $130 за тыс. куб. м. она сможет сэкономить около $780 млн. Конечно, Минск с момента запуска АЭС начнет выплачивать России кредит, выданный на ее строительство. Но в пользу варианта поставок электроэнергии на внутренний рынок является также возможность давления на Москву. Ведь в случае сокращения поставок газа на 6 млрд куб. м. в Белоруссию "Газпром" не сможет перенаправить эти объемы на другие рынки и ему придется сократить добычу.

Сейчас Минск пытается реализовать подобный сценарий в нефтяной сфере. Но сделать это не получится, так как проблем с маркетингом нефти у России нет, в отличие от газа. Это один из немногих реальных рычагов давления Белоруссии в ее энергетических спорах с Россией.

Тем не менее в долгосрочной перспективе Белоруссии хотелось бы экспортировать электроэнергию с атомной станции. В этом случае ей удалось бы избежать сценария простоя газовых электростанций. Минск уже договаривается о прямых поставках электроэнергии в Латвию.

Но белорусскому руководству стоит полноценно использовать те возможности, которые дает европейское законодательство. В частности антимонопольные правила запрещают европейским странам дискриминировать одного из поставщиков энергии. А аргументация Литвы при запрете закупки и транзиту белорусской электроэнергии после запуска АЭС выглядит крайне слабой. Поэтому Минску стоит активнее требовать от европейцев выполнения их собственных законов, гарантирующих поставщику доступ к потребителям.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме