Литва "наезжает" на БелАЭС, имея опасную Игналинку под боком

Табличка "радиоактивность" на АЭС. Архивное фото
РИА Новости

Лейла Акбашева

Белорусская АЭС – единственная станция, которая прошла стресс-тесты по самым новым, более жестким стандартам. Если бы стресс-тесты европейских АЭС и литовской Игналинки проводились не семь лет назад, а сегодня, весьма вероятно, что они бы их не прошли.

Глава Литовского государства 27 ноября в Вильнюсе подарил руководителю Украины два полезных совета: ни в чем не уступать президенту Владимиру Путину на переговорах "один на один" и не покупать у белорусов электроэнергию с атомной электростанции.

Официальный Вильнюс продолжает отчаянно искать единомышленников, которые бы согласились не приобретать у Минска дешевое электричество с Белорусской атомной электростанции. Президент Гитанас Науседа время от времени повторяет:

"Я убежден, что нам не следует покупать электроэнергию с электростанции, построенной без соблюдения требований безопасности, так как это угроза для наших жителей, это угроза для нашей безопасности".

Слова звучат, дела стоят

Слова остаются словами, а дела пока стоят на месте. Из многочисленных соседей и партнеров по Евросоюзу и НАТО на свою сторону Литве удалось перетянуть только Польшу, которая тоже не приняла окончательного решения и колеблется, как воблер на ветру.

Сегодня Вильнюс признает: в домашних работах не сделано многое из того, что могло остановить строительство БелАЭС. Мало практической пользы от подписанного 10 февраля 2017 года политического соглашения, от законов, в которых АЭС в районе Островца названа "угрозой национальной безопасности" и решено ни при каких условиях не импортировать и не транспортировать через литовскую территорию генерированную на АЭС электроэнергию. Не помогли заявления "БелАЭС – не экономический, а политический проект Кремля", "БелАЭС – угроза не только Литве, но и всему Европейскому союзу" и аналогичные.

БелАЭС
БелАЭС

Фактически литовское руководство в панике. Электроэнергия, которую в Вильнюсе называют не иначе, как "инструментом геополитики", в руках России, главного противника. С трибуны Сейма депутат от партии "Союз Отечества – Христианские демократы Литвы" (СО-ХДЛ) Жигимантас Павиленис, называющий себя "непримиримым борцом против ядерного монстра", в очередной раз назвал планы Минска по запуску АЭС "главной угрозой, которая вскоре может возникнуть в Европе". По его мнению, Вильнюс должен способствовать укреплению энергетической безопасности в регионе и не может игнорировать мнимую опасность, которую представляет собой станция:

"Если Белоруссия осуществит свои планы по запуску электростанции этой осенью, это будет огромным ударом для всей Европы, и мы должны приложить большие усилия для противодействия этому угрожающему проекту".

Точку зрения Павилениса в Литве разделяют не менее 60 тысяч человек, в том числе значительная часть парламентариев, членов правительства, государственных управленцев топ-уровня. Но, к сожалению, выдвигая массу претензий к белорусам, "энергетические зомби" совсем забыли о собственной Игналинской АЭС, проблем на которой с избытком.

Белорусы пошли в атаку

В Белоруссии не раз отмечали, что претензии Литвы политизированы. Минск подчеркивал, что его атомная станция строится в соответствии с нормами безопасности, а международные эксперты уже подтвердили отсутствие рисков для соседних стран. Вот, к примеру, одно из ряда заявлений:

"Ни стресс-тесты Белорусской АЭС, ни партнерская проверка со стороны европейских регуляторов не выявили дефицитов безопасности. Рекомендации белорусского и европейских регуляторов касались последующего планомерного повышения запасов прочности станции".

"Проект Белорусской АЭС на сегодняшний день является единственным, который прошел стресс-тесты по самым новым, более жестким стандартам. Если бы, скажем, стресс-тесты европейских АЭС проводились не семь-восемь лет назад, а сегодня, весьма вероятно, что и рекомендации по ним были бы иного порядка".

Однако официальный Вильнюс аргументов не слышит, и белорусам ничего не остается, как переходить в наступление и с фактами в руках утверждать, что "литовскую сторону на самом деле не беспокоит ядерная безопасность, она избирательно подходит к вопросам транспарентности и ответственности в ядерной сфере".

Это не пустые слова. Например, европейские регуляторы по итогам стресс-тестов рекомендовали Литве выполнить вероятностный анализ безопасности бассейнов выдержки отработавшего ядерного топлива Игналинской АЭС и изучить случай запроектного землетрясения. Но Литва этого не сделала, ограничилась консервативными оценками.

Игналинская АЭС, архивное фото
Игналинская АЭС, архивное фото

Только в 2019 году на ИАЭС произошли десять нарушений, которые касались эксплуатации значимых для обеспечения безопасности систем, демонтажа и дезактивации оборудования, обращения с радиоактивными отходами. Известные сложности с выводом АЭС и строительством ядерных могильников непосредственно у литовско-белорусской границы.

Долговременное хранение облученного ядерного топлива на площадке без контайнмента закономерно вызывают у Минска серьезные опасения, особенно в условиях того, что Литва до сих пор не провела профильную миссию МАГАТЭ Artemis и не присоединилась к протоколу к Венской конвенции о гражданской ответственности за ядерный ущерб.

Литовцы обожают интересоваться, выдержала бы Белорусская АЭС падение самолета? В ответ их просят задуматься, выдержат ли падение летательного аппарата железобетонные контейнеры для радиоактивных отходов, которыми хотят оснастить ИАЭС. Пресс-атташе станции Наталья Сурвила еще ни разу не дала ответа. Может быть, из-за того, что работы по изготовлению таких контейнеров длятся уже много лет. Точнее, не могут много лет начаться.

Тише едешь – дальше не будешь

Окружной суд в начале ноября остановил конкурс на изготовление 1,5 тыс. железобетонных контейнеров для радиоактивных отходов ИАЭС. Цена сделки – около 5 млн евро, но против компании-победителя ополчились проигравшие конкуренты. Не будем влезать в дебри судебной тяжбы. Просто отметим: конкурс ИАЭС объявила в конце января 2019 года. Контейнеры нужны для транспортировки и хранения отходов малой и средней активности. То есть год для атомщиков оказался потерянным, как и два предыдущих.

Вот что рассказывают сами инженеры, много лет работающие на литовской АЭС:

"Мы имеем огромные проблемы с нашим могильником. Литва выбрала самый дорогой, опасный и никогда не использовавшийся в мире способ закрытия атомной станции, так называемый метод "коричневой лужайки". Он заключается в том, что будет разбираться даже страшно радиоактивная графитовая защита реактора. Она по правилам должна измельчаться и захораниваться в землю, в специально оборудованные камеры на глубину не менее 300 метров".

Профессионал продолжил: "В Литве нет пока даже проекта такого глубинного могильника. Проект должен появиться только к 2038 году, а сам могильник – к 2068-му. Но где хранить до 2068 года эти страшно радиоактивные отходы? Мы полагаем их хранить во временных хранилищах, в этих временных контейнерах. Но еще в 2009 году их временное хранение было категорически запрещено МАГАТЭ. Это очень опасно!".

"Литовская сторона постоянно наезжает на Белорусскую станцию, мол, она недостаточно защищена от падения тяжелых самолетов типа Boeing 747. Но что будет, если такой самолет упадет на вообще никак не защищенные бетонные контейнеры с суперрадиоактивной графитовой оболочкой? Кстати, еще вообще не изобретены роботы для измельчения и работы с таким радиоактивным графитом.

Что делать? Выбрать другой, в несколько раз более дешевый и используемый во всем мире, путь закрытия АЭС "коричневый холм", уже нельзя технически. Да и деньги освоены. Остается молча тянуть лямку, а для отвлечения внимания общественности визжать в сторону БелАЭС, где опасностей практически и нет", – сказал эксперт.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме